ПРАВО.ru
Новости
1 апреля 2010, 11:48

ВАС может поддержать ФАС по крупным штрафам нефтяным компаниям

ВАС может поддержать ФАС по крупным штрафам нефтяным компаниям
Постановление президиума ВАС по делу ТНК-ВР создаст прецедент для дел не только о штрафах за 2008 год, но и дел о привлечении крупнейших нефтекомпаний к ответственности за последующие периоды

Высший арбитражный суд (ВАС) может пересмотреть в пользу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) первое дело о крупных штрафах нефтяным компаниям "большой четверки" за завышение цен на бензин. В президиум ВАС передано дело ТНК-ВР, успешно оспорившей 1,1 миллиарда рублей штрафа за третий квартал 2008 года в арбитражных судах трех инстанций в Тюмени. Постановление президиума ВАС по этому делу создаст прецедент для всех нефтяных компаний, оспаривающих многомиллиардные штрафы ФАС.

Вчера вечером на сайте ВАС появилась информация о передаче в президиум дела, в котором ТНК-ВР оспаривает штраф за монопольное завышение цен на бензин и керосин. Текст определения пока не опубликован, но передача дела в президиум означает, что коллегия судей ВАС поддержала доводы жалобы ФАС и дело может быть пересмотрено в пользу службы.

Первые крупные претензии, связанные с ценами на бензин, ФАС предъявила в конце 2008 года четырем крупнейшим нефтекомпаниям — "Роснефти" (штраф — 1,5 миллиарда рублей), "Газпром нефти" (1,35 миллиарда рублей), ЛУКОЙЛу (1,44 миллиарда рублей) и ТНК-ВР (1,1 миллиарда рублей). По мнению ФАС, в 2007-2008 годах их совокупная доля на рынке бензина составляла 73,44%, а на рынке авиакеросина — 79,26%. Все компании обжаловали решения ФАС, но успеха в судах трех инстанций добилась только ТНК-ВР. Она обратилась не в арбитражный суд Москвы по месту нахождения ФАС, а в арбитражный суд Тюменской области, сославшись на то, что штрафы должны оспариваться по месту нахождения компании. В 2009 году суды трех инстанций в Тюмени признали недействительным не только постановление ФАС о привлечении ТНК-ВР к административной ответственности, но и другие документы службы — решение о признании ТНК-ВР нарушителем закона "О защите конкуренции" и предписание прекратить "злоупотребление доминирующим положением".

Арбитражный суд города Москвы, напротив, стал поддерживать ФАС: 24 июня 2009 года он признал законным решение ФАС, на основании которого в конце 2008 года на четыре НПЗ ЛУКОЙЛа был наложен штраф в размере 1,44 миллиарда рублей. ЛУКОЙЛ подал на решение апелляционную жалобу, но 30 декабря 2009 года прекратил борьбу, отказавшись от иска. Аналогичные дела "Роснефти" и "Газпром нефти" по штрафам за 2008 год все еще рассматриваются в арбитражном суде Москвы: судьи не скрывают, что откладывают слушания в ожидании позиции ВАС.

Жалоба ФАС по делу ТНК-ВР поступила в ВАС 30 ноября прошлого года, но коллегия судей вынесла определение лишь вчера. В пресс-службе ВАС задержку объяснили поздним получением дела, которое судьи еще 25 декабря истребовали из арбитражного суда Тюменской области. Передаче дела ТНК-ВР в президиум предшествовало определение судей ВАС от 23 марта по менее значительному делу о ценах на бензин: судьи отклонили жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", признанного нарушителем антимонопольного законодательства в первом полугодии 2008 года (суды трех инстанций на Урале встали на сторону ФАС). Комментируя это дело, представители ФАС заявили, что оно "определяет для хозяйствующих субъектов принципы поведения на рынке розничной продажи нефтепродуктов и закрепляет позицию антимонопольного органа о недопустимости установления одинаковых цен на бензин в результате согласованных действий участников рынка". Вчера вечером представители ФАС были недоступны для комментариев, а в ТНК-ВР оказались не готовы комментировать ситуацию.

Постановление президиума ВАС по делу ТНК-ВР создаст прецедент для дел не только о штрафах за 2008 год, но и дел о привлечении крупнейших нефтекомпаний к ответственности за последующие периоды. За монопольно высокие цены на нефтепродукты в первом полугодии 2009 года ФАС оштрафовала их на более значительные суммы: "Газпром нефть" — на 4,675 миллиарда рублей, группу ЛУКОЙЛ — на 6,54 миллиарда рублей, "Роснефть" — на 5,28 миллиарда рублей, ТНК-ВР — на 4,197 миллиарда рублей.

Новые штрафы компании постарались оспорить в региональных судах. "Газпром нефть" воспользовалась опытом ТНК-ВР и обратилась в арбитражный суд по месту своей регистрации в Санкт-Петербурге. В ноябре 2009 года суд первой инстанции признал все документы ФАС недействительными, затем это решение поддержал апелляционный суд. Арбитражный суд Тюменской области признал незаконными 4,197 млрд руб. штрафа ТНК-ВР, это дело находится сейчас в апелляционном суде. ЛУКОЙЛу удалось частично оспорить 2,409 миллиарда рублей штрафа с ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (дело рассматривал арбитражный суд Нижегородской области), а дело в отношении самого ЛУКОЙЛа арбитражный суд Москвы вчера приостановил. Решение по делу "Роснефти" арбитражный суд Москвы также пока не вынес.

Между тем, Минфин завершил работу над законопроектом о введении в Налоговый кодекс понятия "консолидированные группы налогоплательщиков". Принятие документа позволит холдингам упростить уплату налога на прибыль и избежать новых правил контроля за трансфертным ценообразованием. В Минфине рассчитывают, что новым режимом смогут воспользоваться порядка10-20 крупных российских холдингов с активами не менее 1 триллиона рублей. В РСПП уверены, что их будет не более пяти, и вместе с Минэкономики предлагают понизить "завышенные" Минфином пороги доступа компаний к налоговой консолидации. Минфин направил в Минюст подготовленный им проект закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков". После получения заключения юристов документ будет представлен в правительство, а затем и в Госдуму. Напомним, этот давно обещанный бизнесу законопроект идет в паре с законом о трансфертном ценообразовании. Последний был принят Госдумой в первом чтении в феврале этого года — он устанавливает, что новые правила доначисления налогов в случае использования компаниями нерыночных цен не будут распространяться на так называемых консолидированных налогоплательщиков.

Как ранее пояснял глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, все критерии определены таким образом, чтобы в первые три года действия закона консолидацией смогли воспользоваться не более 10-20 действительно крупных холдингов для того, чтобы налоговики смогли отработать новый порядок администрирования. Однако именно эти ограничения вызывают вопросы у участников процесса. "Минэкономики концептуально поддерживает законопроект, но считает необходимым обсудить возможность снижения порогов доступа к переходу на новый режим",- сказал директор департамента инвестиционной политики этого ведомства Сергей Беляков. По подсчетам заместителя руководителя комитета РСПП по налоговой политике Андрея Тихоновского, на практике исходя из предлагаемых критериев консолидацией смогут воспользоваться не более пяти российских холдингов. "Мы считаем предложенные пороги завышенными и будем настаивать на их снижении",- сказал представитель РСПП. По данным журналистов, пока о намерении воспользоваться новым режимом и об организационной готовности к нему неофициально заявляли лишь две крупные компании — "Русал" и ТНК-ВР.