Суды Российской Федерации в 2009 году рассмотрели более 1 миллиона 100 тысяч уголовных дел, среди которых более половины составляют кражи, грабежи, мошенничество и незаконные действия с наркотическими средствами, сообщила сегодня сотрудница Судебного департамента при Верховном суде РФ.
Обвинительные приговоры в 2009 году были вынесены в отношении более 900 тысяч подсудимых, оправдано было лишь более 9 тысяч человек, свидетельствует судебная статистика.
Приблизительно половина всех уголовных дел была рассмотрена в особом порядке, который избирается судом по ходатайству обвиняемого при условии признания им вины и раскаяния в содеянном. Выбор особого порядка является смягчающим обстоятельством при назначении наказания.
Наиболее "популярными" преступлениями в России являются те, что связаны с посягательством на чужое имущество. Среди них кража (около 300 тысяч уголовных дел), грабеж (более 60 тысяч дел), мошенничество (около 40 тысяч дел), разбой (около 20 тысяч дел).
В суды РФ в 2009 году поступило более 20 тысяч дел, возбужденных по фактам применения насилия к представителям власти. Эта цифра приблизительно равна числу экологических преступлений, совершенных в стране.
Вместе с тем, число взяточников и насильников, зафиксированных в России в 2009 году, также практически тождественно и составляет около 4 тысяч человек в каждой категории. Эта цифра, в свою очередь, должна свидетельствовать о том, что на каждого насильника и взяточника в стране в прошедшем году приходилось три убийцы.
Каждое пятнадцатое преступление в России в 2009 году было совершено несовершеннолетним. В абсолютных показателях эта цифра приближается к 70 тысячам.
Независимое правосудие и реальность отечественной юстиции — тема исследования, проведенного судьей одного из высших судов России, пишет "Новая адвокатская газета". Принимая во внимание последствия, которые критика ситуации в правосудии имела для судей Конституционного Суда РФ В. Ярославцева и А. Кононова, автор статьи "Репрессивно-трусливое правосудие" пожелал остаться неизвестным. Автора рассматривает проблему в первую очередь в идеологическом и политическом аспектах. Новая российская государственность, родившаяся в эпоху нарастающей общественной нестабильности, не могла позволить себе строительства системы правосудия заново. Это грозило разладить существующую систему охраны правопорядка, что в условиях запредельно высокой преступности было немыслимо. Кроме того, для этого требовались квалифицированные кадры и значительные финансовые средства, которых не было. Поэтому единственным способом создания современных институтов юстиции могла стать последовательная и глубокая реформа хотя и порочной, но еще работавшей системы, оставшейся в наследство от эпохи социализма.
Концепция судебной реформы 1991 года предполагала, что в стране будет реальное разделение властей, при котором суды получат полную независимость от любых других государственных учреждений:
"На арену общественной жизни выходит независимый, свободный от корыстных интересов, политических симпатий и идеологических предубеждений суд, выступающий гарантом законности и справедливости, призванный выполнять в государстве ту же роль, что совесть у человека. Поэтому ядром всякой судебной реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых коренным образом обновляются институты права, изменяются предназначение и деятельность других правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда, во исполнение судебных приговоров и решений".
Однако практика реформирования суда в условиях жесткой политической борьбы начала 1990-х годов оказалась весьма далека от изначальных предположений, а уже в 1996 году проводить реформу стало некому: ее интеллектуальный центр, а именно отдел Администрации Президента по судебной реформе, был ликвидирован.
Тем не менее некоторые позитивные результаты того, что успели сделать реформаторы, даже и сегодня, в условиях кризиса правосудия, вполне очевидны. Суд номинально отделен от администрации и сохраняются конституционные предпосылки к его превращению в реальную ветвь власти. При всех существующих сложностях защита граждан и юридических лиц от административного произвола стала реально осуществимой. Суды присяжных (хотя их компетенция существенно ограничена) доказали свою жизненность и необходимость для общества. С известными политическими ограничениями, но вполне реально действует Конституционный Суд РФ. Создана и успешно функционирует система арбитражных судов. Обеспечена несменяемость судей. Номинально признаны, частично имплементированы в отечественное законодательство и оказывают влияние на правоприменительную практику международные нормы об основных гарантиях прав лица, подвергнутого задержанию или аресту.