Глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов предлагает избавить граждан и налоговых инспекторов от мелочных судов друг с другом. Проблемы можно решать проще: ФНС просто снимет деньги со счета человека и все.
Как сообщил "Российской газете" Антон Иванов, соответствующий законопроект будет готов уже в ближайшее время. Эксперты Высшего арбитражного суда убеждены, что надо отказаться от судебного механизма взыскания налоговых недоимок, штрафов и пеней.
"Если между налоговой службой и налогоплательщиком нет спора, то зачем нужен суд?" — заявил Антон Иванов. — "В судебном порядке должны рассматриваться только дела об оспаривании актов налоговых или иных уполномоченных органов о взыскании данных платежей за счет средств или иного имущества плательщика. Но само решение о взыскании этих платежей должно быть принято в административном порядке компетентным налоговым органом".
На самом деле подобная инициатива уже широко обсуждалась в прошлом году. Тогда предложение вызвало бурю эмоций у экспертов и правозащитников. Можно ли доверять нашим налоговым органам настолько, чтобы снять для них все преграды перед кошельками граждан?
Напомним, сейчас для обычного гражданина, если он не бизнесмен, предусмотрены три процедуры уплаты налогов. Первая — самая незаметная. Это простой налог на доходы, который удерживает бухгалтерия. Работник даже не замечает, как уходят тринадцать процентов его зарплаты. Все происходит чисто автоматически для человека. В лучшем случае он видит в зарплатном квитке, насколько пополнил бюджет региона в этом месяце: зарплатные деньги уходят в региональные бюджеты.
В другом налоговом случае гражданину придется чуть-чуть напрячься. Если у него в собственности есть машина, земля или квартира, то соответствующий налог придется платить самому. Для этого надо дождаться почтового уведомления из налоговой и с этой квитанцией пойти в кассу. В принципе, ничего сложного.
Самый трудоемкий для гражданина — третий вариант. Есть четкий перечень случаев, когда человек должен самостоятельно подать налоговую декларацию. Допустим, если он получил дорогой подарок, выиграл что-то в лотерею, продал машину и так далее. Здесь уже придется стоять в очередях, обивать пороги и разбираться в сложных документах. Ничего не поделаешь.
Если человек вовремя не заплатил, у него начинаются проблемы. Налоговая начисляет пени, и вновь посылает уведомление, на этот раз — со штрафной прибавкой. Если денег не будет, тогда — суд.
Дело может рассматриваться как в обычном, так и упрощенном порядке. В последнем случае судья без проведения заседания выпишет так называемый судебный приказ.
Но для гражданина разница в процедурах не существенна. При любом раскладе у человека есть возможность заявить свои возражения, и к ним должны прислушаться. Жизнь показывает, что налоговые органы часто ошибаются — вольно или невольно — в свою пользу. Так что штрафы оказываются несправедливыми.
Проблема, как считают многие юристы, в том, налоговая служба обязана идти в суд, даже если должник никак не возражает. В результате растет нагрузка на людей в мантиях, вынужденных рассматривать пустяковые и ненужные дела. Бывает, что человеку набежал штраф в три-четыре копейки, и суд государству обходится дороже, чем финансовая справедливость. Сегодня, например, в службе судебных приставов лежит почти 20 миллионов исполнительных производств на сумму менее 500 рублей. Каждое такое дело обходится государству, а значит, и налогоплательщикам, минимум в 1500 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
Поэтому руководители высших судов давно пытаются изменить систему. В прошлом году предлагалось, что налоговая инспекция получит право забрать налог и штраф прямо с банковского счета человека. Если так сделать не получится (мало денег или вообще нет счета), тогда инспекция обратится в службу судебных приставов-исполнителей.
Однако тот проект вызвал жаркие споры и в итоге был отклонен. Главное возражение: утомительные юридические процедуры перекладываются на плечи несогласного со штрафом гражданина. Он, конечно, может возразить, но для этого ему придется лично написать заявления в суд, разобраться во всех юридических хитростях и тому подобное. Нынешний порядок намного проще для человека.
Тем не менее судебная власть от идеи упросить штрафную процедуру не отказалась. Правда, теперь предлагается ввести жесткие ограничения и для налоговой.
"Такое решение вряд ли возможно в отрыве от модернизации правил о налоговом администрировании, которые бы предусматривали комплекс гарантий для граждан и налогоплательщиков, — сказал Антон Иванов". — "В частности, нужно ввести в Налоговый кодекс Российской Федерации правило об автоматическом приостановлении исполнения акта налогового органа о взыскании платежа на период рассмотрения дела. Необходимо установить разумные правила о налоговых уведомлениях, об ответственности налоговых органов за вынесение ошибочных актов о взыскании и за нарушение правил о вручении налоговых уведомлений".
По словам Антона Иванова, эта идея была поддержана главой государства, который, в свою очередь, предложил попробовать реализовать ее в отношении незначительных по размеру налоговых платежей. И если такой подход оправдает себя на этом этапе, его можно будет распространить и на иные налоговые взыскания.
Еще один вариант, который обсуждается в правительстве: дать возможность Федеральной налоговой службе, Пенсионному фонду производить накопление платежей. По словам первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов, налоговая служба в рабочем порядке поддержала эту инициативу, и соответствующие предложения уже прорабатываются. В таком случае человеку могут как бы простить мелкий долг: если новых штрафов не накопится, а останется лишь один мелкий, то и платить не придется. Такой вариант, безусловно, мог бы устроить и юристов, и правозащитников.
Напомним, что на днях глава Высшего Арбитражного суда Антон Иванов предложил сократить количество поправок, которые вносятся в действующее законодательство. Выступая 28 апреля в Совете Федерации при обсуждении ежегодного доклада верхней палаты парламента "О состоянии законодательства", А. Иванов привел пример с законом о банкротстве, в который, по его словам, внесено "более 8 изменений, не всегда сочетающихся друг с другом". "Суды не знают, как их применять", — утверждает он. Более того, по его сведениям, Минэкономразвития готовит сейчас еще одно изменение в этот закон. "Этот процесс надо остановить, создав один четкий всеобъемлющий закон о банкротстве", — призвал глава Арбитражного суда. Он также считает необходимым "остановить тенденцию, когда новое руководящее лицо в ведомстве предлагает вносить изменения в документы".