В июне Государственная Дума планирует рассмотреть в 1-м чтении изменения и дополнения в УПК РФ об обязательном ведении протокола судебного заседания в суде кассационной и надзорной инстанций, сообщается в материалах палаты.
Законопроект № 297001-5 "О внесении изменений и дополнений в статьи 377 и 407 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" внесен в Госдуму Верховным Судом РФ.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, статья 46 Конституции РФ, гарантируя каждому право на судебную защиту, в качестве одного из существенных элементов этого права предполагает возможность исправления судебных ошибок путем пересмотра в кассационном порядке и порядке судебного надзора принятых судами приговоров, определений и постановлений.
Такой пересмотр судебных решений будет компетентным, справедливым и эффективным средством защиты прав и законных интересов личности лишь при условии предоставления заинтересованным участникам уголовного судопроизводства реальной возможности привести свои возражения и доводы против принятого решения и позиции противоположной стороны, основываясь на обстоятельствах, зафиксированных как в этих решениях, так и в материалах уголовного дела.
Протокол судебного заседания, являясь процессуальным документом, призван фиксировать весь ход судебного процесса так, чтобы можно было удостовериться в правильности его проведения и в дальнейшем суду надзорной инстанции всесторонне оценить законность и обоснованность вынесенного судом решения.
УПК РФ предусматривает ведение протокола при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (Раздел IX. Производство в суде первой инстанции. Глава 35.Общие условия судебного разбирательства, статья 259), а также в суде апелляционной инстанции (Раздел XIII. Производство в суде второй инстанции. Глава 44. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела, статья 372). В то же время ведение протокола судебного заседания при рассмотрении уголовного дела судами кассационной и надзорной инстанций прямо законом не предусмотрено.
Между тем, процедура рассмотрения уголовных дел в кассационном порядке и в порядке судебного надзора допускает участие в судебном заседании прокурора, осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также иных лиц, принятые в отношении которых судебные решения затрагивают их права и законные интересы, выступления, возражения и объяснения которых могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом решения и в силу этого подлежат фиксации в протоколе судебного заседания.
Кроме того, указанные лица вправе заявить подлежащие рассмотрению отвод, ходатайство, в том числе при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке ходатайство о непосредственном исследовании доказательств в соответствии с требованиями главы 37 УПК РФ. В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационной жалобе и (или) представлении стороны вправе представить в суд кассационной инстанции дополнительные материалы, о приобщении или об отказе в приобщении которых выносится определение.
Из сформулированных Конституционным Судом РФ правовых позиций также следует, что хотя отсутствие в статье 377 УПК РФ и в иных статьях главы 45 УПК РФ прямого указания на необходимость протоколирования заседания суда кассационной инстанции, при оспаривании участниками уголовного судопроизводства кассационного определения, принятого по результатам рассмотрения уголовного дела в суде кассационной инстанции, им должна обеспечиваться возможность сослаться на конкретные обстоятельства, которые повлияли или могли повлиять на законность и обоснованность этого решения. Поэтому такого рода обстоятельства, в том числе касающиеся заявления отводов судьям и другим участникам судебного заседания, их удовлетворения или отклонения, представления сторонами дополнительных материалов, заявления ходатайств об исследовании доказательств и принятия по ним решений, должны получать отражение в материалах уголовного дела, что возможно как путем указания на них непосредственно в кассационном определении, так и путем их фиксации в протоколе судебного заседания.
Однако не все обстоятельства могут быть зафиксированы в кассационном или надзорном определении, как, например, о мерах воздействия, принятых в отношении лица, нарушившего порядок в судебном заседании, о разъяснении участникам процесса права на ознакомление с протоколом судебного заседания и принесения на него замечаний и пр.
Внесение предлагаемым проектом закона изменений и дополнений в УПК РФ об обязательном ведении протокола судебного заседания в суде кассационной и надзорной инстанций позволит устранить существующую неопределенность в этом вопросе и в целом повысить качество судебно-проверочной деятельности вышестоящих судебных инстанций.
Право на справедливое судебное разбирательство предполагает право сторон на заявление отводов (в том числе и секретарю судебного заседания) и ходатайств. Однако такое право в нормах главы 48 УПК РФ не урегулировано. В проекте закона предлагается восполнить неполноту правового регулирования, путем внесения соответствующих корректив в статью 407 УПК РФ.
Правительство РФ в своем заключении поддержало законопроект с одной оговоркой. Подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта устанавливается, что замечания на протокол судебного заседания рассматриваются одним из судей, участвовавших в рассмотрении уголовного дела. Вместе с тем согласно части второй статьи 260 УПК РФ замечания на протокол судебного заседания рассматриваются председательствующим. Аналогичное замечание относится к подпункту "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта.
Реализация законопроекта потребует увеличения численности работников аппаратов Верховного Суда РФ на 10 единиц и иных федеральных судов общей юрисдикции на 1126 единиц и соответственно дополнительных бюджетных ассигнований в объеме 495 898,8 тысяч рублей в год. Правительство против данных расходов не возражает.
Ниже следует полный текст законопроекта:
" Статья 1. Внести в статьи 377 и 407 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; 2003, № 27, ст. 2706; № 50, ст. 4847; 2007, № 24, ст. 2830; 2008, № 52, ст. 6226) следующие изменения и дополнения:
1) в статье 377:
а) в части первой второе предложение после слов "имена и отчества" дополнить словами "секретаря судебного заседания,";
б) дополнить частью девятой следующего содержания:
"9. Секретарь судебного заседания ведет протокол в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса. На протокол судебного заседания стороны могут принести замечания, которые рассматриваются одним из судей, участвовавших в рассмотрении уголовного дела, в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса";
2) статью 407:
а) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Председательствующий в порядке, установленном частями первой и второй статьи 377 настоящего Кодекса, открывает судебное заседание и выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства. После разрешения отводов и ходатайств председательствующий предоставляет слово докладчику.";
б) дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. Секретарь судебного заседания ведет протокол в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса. На протокол судебного заседания стороны могут принести замечания, которые рассматриваются одним из судей, участвовавших в рассмотрении уголовного дела, в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса.".