В столичную милицию обратился 32-летний москвич, который рассказал о том, что в отношении него совершено мошенничество с участием "адвоката", сообщила пресс-служба ГУВД Москвы.
По словам заместителя начальника УВД по ЗАО Москвы, начальника криминальной милиции Александра Быненко, "потерпевший нуждался в услугах адвоката. Нашел через интернет человека, который отрекомендовался представителем одной из крупных адвокатских контор. Не заподозрив подвоха, мужчина встретился с ним возле одного из домов на улице Инициативная и передал аванс за адвокатские услуги в размере 27 283 рубля. Прошло несколько дней, "адвокат" перестал отвечать на телефонные звонки. Мужчина обратился за помощью в правоохранительные органы. Сотрудники уголовного розыска ОВД по району Фили-Давыдково установили местонахождение подозреваемого и задержали его в собственной квартире. Оказалось, что данный человек, 1975 года рождения, никакого отношения к адвокатам не имеет. У него нет ни специального образования, ни лицензии, ни опыта данной работы. В отношении мошенника возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 159 УК РФ (Мошенничество)".
Откуда берутся "левые" защитники? По данным Ассоциации юристов России, за последние 5 лет юридические вузы и факультеты выпускали по 150 тысяч юристов ежегодно, тогда как официальный статус адвоката имеют всего 63 тысячи человек по всей стране. Официальный представитель Федеральной палаты адвокатов Александр Крахмалюк рассказал, что адвокатское сообщество ежегодно прекращает статус 450-500 адвокатам — за нарушения профессиональных и этических правил. Куда они идут? На свободный рынок. Туда же стекаются неквалифицированные юристы и те, кого выгнали из милиции, прокуратуры, судов и коммерческих организаций. Никто не запрещает им заниматься юридической практикой в рамках предпринимательской деятельности. Эту деятельность контролируют два ведомства — Минэкономразвития и Минпромторг. Специального контроля за теми, кто ведет такую предпринимательскую деятельность, как юридическая помощь, нет.
- Интересная складывается ситуация, — говорит Александр Крахмалюк. — Она похожа на ситуацию с дорожным движением, где Минюсту поручено контролировать лишь движение одного вида транспорта — предположим, трамвая (это адвокатура и нотариат), тогда как весь прочий транспорт по улице юридической практики едет, как ему вздумается и куда ему захочется. И это стало складываться в очень сложную проблему.
Впервые позиция Министерства юстиции по проблеме регулирования системы юридической помощи перед широкой аудиторией была заявлена на четвертом Юридическом форуме весной этого года. С докладом на эту тему выступал заместитель министра юстиции Юрий Любимов. Он назвал нынешнее состояние сферы предоставления юридической помощи и оказания правовых услуг юридическим тупиком, в который привели двойные стандарты регулирования юридической профессии. Одна часть практикующих юристов — адвокаты — подчиняется требованиям корпоративного законодательства, а другая — полностью свободна от них.
В такой ситуации Министерство юстиции решило стать регулятором процесса, конечная цель которого — создание единой корпорации практикующих юристов с едиными стандартами и правилами регулирования профессиональной деятельности.