Сегодня Замоскворецкий суд Москвы приговорил к 6 годам колонии общего режима бывшего российского бизнесмена Савелия Бурштейна, признав его виновным в соучастии хищения в 2002 году и последующей легализации 20 миллионов долларов, принадлежавших Центральному банку Туркмении, передает корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.
Савелий Бурштейн свою вину категорически не признает и даже отказывался от дачи показаний.
Кроме того, сегодня судья Андрей Федин, рассматривавший это уголовное дело, отказал удовлетворении иска Центрального банка Туркмении о взыскании с Бурштейна 20 миллионов долларов. Судья отметил, что этот иск нужно подавать в порядке гражданского судопроизводства.
Сегодня Бурштейн был признан виновным по части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество) и по статье 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления).
Адвокат Бурштейна Анна Ставицкая заявила, что защита намерена обжаловать этот приговор.
Преступление, в соучастии которого признали виновным Бурштейна, касается не похищения наличности, а перевода денег со счета ЦБ Туркмении. Делать такие переводы могли лишь две-три сотрудницы банка, имеющие доступ в комнату, где размещался компьютер, подсоединенный к электронной системе платежей SWIFT. По скудной информации из Туркмении, следствие якобы установило, что непосредственно переводы денег осуществлял некий Арслан Какаев, не понятно как проникнув в комнату с компьютером. Возможно, ему помогали те самые сотрудницы банка, имевшие доступ к системе.
Так или иначе, Арслан Какаев, используя электронную систему платежей SWIFT, в течение нескольких месяцев переводил с резервного счета Центробанка деньги в различные банки России, Латвии и Гонконга. Всего перевел более 40 миллионов долларов. Из них 20 миллионов были отправлены в Россию. Сначала они поступили в "Русский депозитный банк", на счет компании "Сванситигруппбанк".
Позже Арслан Какаев, являющийся, по сути, главным фигурантом дела, был убит, а другие причастные к хищению сотрудники банка Туркмении осуждены. Суд постановил взыскать с них украденную сумму.
В России 20 миллионов долларов, пока велось следствие (а к тому же следственные органы РФ не сразу получили информацию из Туркмении об афере), куда-то растворились. С их пропажей и было связано обвинение, выдвинутое против Савелия Бурштейна.
В чем конкретно обвиняется Бурштейн? 20 миллионов долларов сначала оказались на счете, открытом в "Русском депозитном банке". Владелец счета — гражданин Вьетнама Ву Фыонг Нама. Что это за гражданин и почему ему пришли такие деньги из Туркмении? Ответа на этот вопрос нет, так как выяснилось, что паспорт этого гражданина — подложный, и на него был открыт счет в банке. Тем не менее, председатель правления банка Дмитрий Леус удержал 700 тысяч долларов в качестве комиссионных, а остальные 19,3 миллионов были обналичены и на инкассаторских машинах перевезены в "Индекс-банк". По версии следствия, затем Савелий Бурштейн на своей BMW X5 вывез эти деньги из "Индекс-банка" и передал другим соучастникам преступления.
Сам Савелий Бурштейн не отрицает первую часть обвинения — что перевозил деньги. А вот со второй частью (что украл и раздавал их ДРУГИМ соучастникам преступления) — не согласен. Почему и для кого он их перевозил? Как объясняет сам Бурштейн, он хорошо знаком с председателем совета директоров московского "Индекс-банка" некоей госпожой Ниязовой. Она попросила его перевезти деньги, что он и сделал, не смея отказать знакомой. Но что это были за деньги, откуда они и для кого, Бурштейн будто бы не знал.
Следствие приводит такие факты: Бурштейн неоднократно приходил в "Индекс-банк", заговаривал с работниками банка, представляясь разными именами. Это он делал якобы для того, чтобы вызвать доверие банкиров. Зачем? Затем, объясняет следствие, чтобы прозондировать обстановку и рассмотреть, как лучше вынести деньги.
Защита Бурштейна резонно возражала, давая понять, что доводы обвинения — очень легковесны и похожи на плохо сочиненную сказку. И в самом деле, что подозрительного в том, что Бурштейн не раз появлялся в банке? Там ведь работает его знакомая.
Другой вопрос к следствию: зачем ему влезать в доверие к работникам банка, если знакомая работает там председателем совета директоров?! Если нужно, любую информацию он может получить, по идее, от нее и без всяких хитростей.
А довод следствия о том, что Бурштейн представлялся разными именами, чтобы вызвать доверие сотрудников банка, вообще вызывает улыбку. "Как это, представляясь разными именами, можно получить доверие людей, — удивляется адвокат Бурштейна Анна Ставицкая. — К тому же у моего подзащитного действительно есть еще одно имя: среди друзей его называют не Савелием Меделеевичем, как по паспорту, а Александром Сергеевичем, так уж повелось".
"Нет никаких доказательств того, что Бурштейн в составе организованной группы обманным путем похитил бюджетные денежные средства Туркменистана в размере 20 миллионов долларов", — утверждает адвокат Ставицкая.
Она отмечает, что деньги из банка были вывезены не украдкой, а открыто, в рабочее время, через центральный вход. При выдаче денег присутствовала руководитель банка Ниязова, другие сотрудники.
Кроме того, защита Бурштейна акцентировала внимание суда на том, что до сих пор не ясно, какие же деньги все-таки были похищены из Центробанка Туркменистана. Следствию так и не были представлены документы, что похищенные 40 миллионов долларов принадлежали именно бюджету страны, а не самому банку. Не вызывает сомнения лишь то, что документы, подтверждающие, кому принадлежат похищенные деньги, у банка должны быть.
В конце 2002 года подозреваемый был задержан и решался вопрос о его экстрадиции в Туркменистан. Однако, так как Бурштейн является гражданином России, то он не подлежит выдаче другим странам.
На тот момент в России на Бурштейна уголовного дела возбуждено еще не было. Поэтому в декабре 2002 года он беспрепятственно уехал в США, где проживает его семья.
Уголовное дело было возбуждено спустя почти 1,5 месяца после его отъезда за границу. В 2008 году он был экстрадирован в Россию.
Второй адвокат Бурштейна Ирина Чернова утверждает: когда ее подзащитного задержали, он сам рассказал следователю обо всех своих банковских счетах. Дескать, проверяйте их, пожалуйста. Крупная сумма денег ведь должна где-то "всплыть". Но проверка никакого результата не принесла.