Вчера профучастники рынка коллекторских услуг презентовали проект федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности". Если он будет принят, коллекторы не смогут взыскивать задолженность с двадцати трех до восьми часов, а также представляться должностными лицами госучреждений и муниципалитетов, ненормативно выражаться и указывать на конвертах уведомительных писем размер просроченной задолженности должника.
Необходимость существования закона о коллекторской деятельности муссируется уже не один год. Инициатором нынешнего законопроекта выступили Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ). Президент НАПКА Александр Морозов рассчитывает, что данный проект будет рассмотрен Госдумой в первой половине 2011 года. Проект закона уже согласован с ассоциацией региональных банков "Россия" и Ассоциацией российских банков (АРБ). По мнению профсообщества коллекторов, закон позволит сделать этот рынок цивилизованным и зафиксирует то, чего коллектору в своей работе делать нельзя.
"Отсутствие законодательства о коллекторской деятельности привело в последние годы к стихийному росту компаний, занимающихся выбиванием долгов, это не имеет ничего общего с понятием "коллекторское агентство", отметил управляющий партнер коллекторского агентства Morgan & Stout Димитриос Сомовидис. Он заявил, что "закон будет способствовать укрупнению игроков первой двадцатки и либо уходу с рынка небольших операторов, либо их переходу под контроль лидеров".
Адвокат бюро "Николаев и партнеры" Алексей Тихомиров отметил, что "проект закона обобщит действующую нормативную базу, которая регламентирует деятельность, связанную со взысканием задолженности, и консолидирует это в одном документе". Кроме того, как отметил президент "России" Анатолий Аксаков, с принятием закона у коллекторов появятся дополнительные полномочия, в частности по поиску заемщика, имущества и его реализации в целях погашения долгов. По оценкам г-на Аксакова, до конца года порядка 100 миллиардов рублей просроченной задолженности физлиц может перейти к коллекторским агентствам. "Банки будут активно передавать коллекторским агентствам проблемные кредиты с большим дисконтом", пояснил г-н Аксаков.
Заместитель генерального директора "Секвойя Кредит Консолидейшн" Ирина Поддубная отмечает также, что "законопроект должен четко расставить все точки над i в вопросе взаимодействия кредитора, коллектора и должника". В частности, в проекте прописано, что коллектор не вправе взыскивать задолженность с должника в период с двадцати трех до восьми часов, представляться должностным лицом госучреждений и муниципалитетов, носить их форму, ненормативно выражаться и указывать на конвертах уведомительных писем размер просроченной задолженности должника.
В соответствии с проектом закона коллекторские агентства в обязательном порядке должны входить в одну из саморегулируемых организаций, которая определяет размер членских взносов, и участвовать в формировании компенсационного фонда СРО, отчисления в который должны быть не менее 100 тыс. руб. Кроме того, законопроектом предусматривается страхование риска профессиональной имущественной ответственности коллекторов перед должниками, кредиторами и третьими лицами. Размер страховой суммы должен быть не менее 5 миллионов рублей в год.
Член адвокатской палаты города Москвы Екатерина Черных считает, что в законопроекте коллекторы наделены "особыми полномочиями", а новые профессиональные статусы нужно устанавливать максимально аккуратно. "Для защиты граждан от незаконных действий коллекторов можно использовать уже существующие инструментарии, предусмотренные в том числе УК, ГК и Кодексом об административных нарушениях", считает г-жа Черных.
Министр юстиции РФ Александр Коновалов считает возможным участие нотариусов в коллекторской деятельности. Такое мнение он высказал на международной конференции в Санкт-Петербурге. По его словам, нотариусы совместно с адвокатами и частными детективными агентствами могли бы заниматься поиском имущества должников и самих должников. А. Коновалов отметил, что в России невозможно использовать модель, когда судебные решения исполняются только силами частных судебных приставов, так как такая модель эффективна только в небольших странах либо странах с высокой культурой исполнения судебных решений, "где не нужно из-под земли находить должника". Вместе с тем, по его словам, в России возможно привлечение к данной деятельности различных негосударственных образований. Министр пояснил, что коллекторские структуры являются эффективными взыскателями, и их деятельность фактически распадается на два этапа. На первом этапе речь идет о факторинговой сделке, когда коллектор "покупает" у кредитора его право требования определенной суммы у третьего лица. Данный этап, по словам А. Коновалова, предполагается урегулировать федеральным законом, который в настоящее время разрабатывает Министерство экономического развития. При этом он подчеркнул, что на данном этапе деятельность коллекторских агентств абсолютно законна.