Фонд Prosperity Capital в споре с основным акционером ТГК-2 группой "Синтез" добрался до Высшего арбитражного суда (ВАС). Миноритарий требует отменить решения предыдущих инстанций по делу о выкупе акций у мелких акционеров. Ранее структуры "Синтеза", которые, как выясняется, подконтрольны не сенатору Леониду Лебедеву, а, вероятно, его жене Татьяне, отказались выполнять договоры оферты, доказав в суде свою связь с иностранными инвесторами. Если ВАС согласится с этими доводами, оспоренными могут оказаться крупнейшие сделки "Роснефти", "Газпрома", "Газпром нефти" и НОВАТЭКа, предупреждают в Prosperity.
Prosperity Capital, владеющий около 30% акций ТГК-2, обратился в ВАС, потребовав пересмотра по делу об обязательном выкупе акций у миноритариев. Теперь жалоба будет рассмотрена тройкой судей, которая вынесет свои рекомендации, после чего дело может быть рассмотрено по существу президиумом ВАС, сообщили в фонде. Спор между миноритариями и основным акционером ТГК-2 группой "Синтез" тянется уже давно, его рассмотрение в ВАС должно стать прецедентом для других крупных компаний в России.
Дело в том, что "Синтезу" удалось доказать, что "Корес Инвест", выставлявший оферту от имени основного акционера, входит в одну группу лиц с иностранными инвесторами. Поэтому для покупки пакетов стратегических предприятий, в числе которых оказалась и ТГК-2, требовалось согласие правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. В Prosperity не согласны с такой трактовкой закона. "Корес" является российским юрлицом, подконтрольным и прямо, и косвенно только российским лицам. В группу лиц входят два кипрских офшора, но они не контролируют "Корес", а в сделках с акциями ТГК-2 не участвовали и ни прямого, ни косвенного контроля над ней не получили. При этом выяснилось, что весь бизнес фактически контролируется не сенатором от Чувашии Леонидом Лебедевым, которому принадлежит 99% акций "Кореса", а, вероятно, его женой Татьяной Лебедевой, которая через группу "Синтез" получила весь пакет в "Коресе" в управление. В "Синтезе" вчера не стали уточнять степень родства между г-ном и г-жой Лебедевыми.
Спор уникален: мнения судов по нему до сих пор оказывались диаметрально противоположными мнению правительственной комиссии и ФАС, отмечает директор по корпоративному управлению представительства Prosperity Денис Спирин. Практически все крупные российские компании имеют ту же "проблему", что и "Корес": в их группу лиц входят иностранные лица — дочерние или сестринские компании, отмечают в Prosperity. Если по делу ТГК-2 ВАС оставит решения в силе, на тех же основаниях можно будет оспорить сделки крупных игроков с бумагами стратегических предприятий. Так, под сомнения будут поставлены сделки по покупке "Газпромом" 20% акций "Газпром нефти" у итальянской Eni, 51% доли в "Северэнергии" (у Eni и Enel), контрольного пакета в ОГК-6. У "Роснефти" под ударом может оказаться покупка "Ванкорнефти", у "Газпром нефти" — Sibir Energy.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) подготовила поправки в законопроект, которые устанавливают критерии и процедуру отбора кандидатов в независимые директора. Источник в правительстве, знакомый с содержанием готовящихся поправок, рассказывает, что законопроект предлагает акционерам избирать независимых директоров, предварительно прописав это право в уставе компании. Поправки также коснутся и условий избрания независимых членов правления. Необходимые критерии будут устанавливаться самими акционерами. Однако собеседник опасается, что недобросовестные мажоритарные акционеры все-таки смогут чинить препятствия миноритариям. Действующий совет директоров сможет отклонять предложенные миноритарными акционерами кандидатуры независимых директоров из-за несоответствия критериям. Предлагаемый проект закона создает угрозу нарушения прав миноритарных акционеров, считает директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. По его мнению, существующий порядок формирования совета директоров, позволяющий входить в его состав как кандидатам от мажоритарного акционера, так и кандидатам от миноритарных акционеров, представляется оптимальным и обеспечивает защиту интересов как общества, так и его акционеров.