ПРАВО.ru
Новости
13 октября 2010, 16:56

55% осужденных взяточников получают условные сроки - Генпрокуратура

55% осужденных взяточников получают условные сроки - Генпрокуратура
Наиболее распространенным видом наказания по делам коррупционной направленности является лишение свободы условно (с применением ст. 73 УК РФ) Фото Право.Ru

Сегодня в Генеральной прокуратуре РФ под председательством генпрокурора России Юрия Чайки состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов страны. Темой совещания стали вопросы реализации мероприятий Национального плана противодействия коррупции, сообщила пресс-служба ГП.

В совещании приняли участие Руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Нарышкин, помощники Президента Росиийской Федерации Олег Марков и Константин Чуйченко, министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации Александр Бортников, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, а также другие руководящие сотрудники органов государственной власти.

Участники совещания отметили, что несмотря на достигнутые результаты, работа по реализации мероприятий Национального плана противодействия коррупции нуждается в дальнейшей активизации.

Так, Сергей Нарышкин в своем приветственном слове отметил, что следует совершенствовать систему контроля за доходами государственных служащих и членов их семей. В свою очередь, Юрий Чайка подчеркнул, что позитивные результаты достигнуты лишь по отдельным направлениям деятельности. В частности, активизировался прокурорский надзор за исполнением законодательства о размещении госзаказа. Пресечены многочисленные нарушения при организации государственных и муниципальных закупок, факты оплаты за счет бюджетных средств невыполненных работ по государственным и муниципальным контрактам.

В то же время, отметил Генеральный прокурор Российской Федерации, в первом полугодии 2010 года на 11% сократилось количество выявленных коррупционных преступлений, на столько же уменьшилось и число чиновников, привлеченных к уголовной ответственности за коррупцию.

За указанный период выявлено 142 036 нарушений законодательства о противодействии коррупции, что существенно меньше, чем за аналогичный период прошлого года — 173 690. Из них 18 618 — незаконные правовые акты (30 377 (здесь и далее — в прошлом году)). В целях устранения нарушений органами прокуратуры принесено 17 817 протестов (29 380), в суды направлено 6630 (8088) заявлений, внесено 28 042 (31 631) представления. По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 20 055 (18 976) должностных лиц. Объявлено 4261 (7174) предостережение о недопустимости нарушений закона. Кроме того, по постановлениям прокурора привлечено к административной ответственности 3093 (3801) лица, возбуждено 2482 (3063) уголовных дела по материалам, направленным в следственные органы.

В настоящее время приоритетными становятся направления оперативной работы по выявлению и пресечению наиболее значимых противоправных деяний, совершаемых на системной основе в крупном и особо крупном размере, в составе преступных групп и преступных сообществ. Об этом свидетельствует увеличение доли выявленных преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, рост среднего размера взятки и коммерческого подкупа.

Так, в марте 2010 г. привлечена к уголовной ответственности Министр здравоохранения Калининградской области Елена Клюйкова, в результате противоправных действий которой бюджету Калининградской области причинен материальный ущерб на сумму более 19 млн. руб., выделенных на приобретение компьютерного томографа для нужд ГУЗ "Калининградская областная клиническая больница".

Ранее, в апреле 2010 г., Пермский краевой суд приговорил министра природных ресурсов края 39-летнего Станислав Панченко к 7 годам лишения свободы за получение взятки (ч.4 ст. 290 УК РФ). Панченко с марта 2008 г. по февраль 2009 г. получил от директора ООО "ПСК "Подводспецстрой" взятку в размере 1 млн. 613 тыс. руб. за незаконное оказание помощи в получении лицензии на право деятельности, в участии в конкурсах и аукционах, а также при решении других вопросов, связанных с работой фирмы.

Следует отметить, что самым распространенным составом преступлений коррупционной направленности, рассмотренных судом в текущем году, остается дача взятки. В первом полугодии 2010 г. судами Российской Федерации рассмотрено по существу 917 уголовных дел по фактам получения взяток (первое полугодие 2009 г. — 797).

Анализ судебной практики назначения наказания по делам коррупционной направленности свидетельствует о том, что наиболее распространенным видом наказания за такие преступления является лишение свободы условно (с применением ст. 73 УК РФ). По данным прокуроров субъектов Российской Федерации, этот вид наказания в 2010 г. определен почти 55% осужденным за преступления коррупционной направленности. В прошлом году этот показатель составил свыше 58%.

Реальное лишение свободы судами назначено свыше 16% осужденным, как правило, за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как получение взятки, мошенничество с использованием служебного положения в крупном или особо крупном размере. Штраф назначен более 26% осужденным.

Национальным планом противодействия коррупции координация деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции и межведомственное взаимодействие определены в качестве приоритетных направлений деятельности прокуратуры. Регулярно на всех уровнях проводятся координационные совещания руководителей правоохранительных органов и межведомственные совещания.

Анализ практики применения антикоррупционного законодательства выявил отдельные правовые пробелы и трудности правоприменения. В этой связи в рамках законотворческой деятельности разрабатываются предложения по корректировке законодательства. Также в июле 2009 г. принят подготовленный Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Минюстом России закон об антикоррупционной экспертизе, которым определены четкий порядок и процедура ее проведения.

По результатам координационного совещания его участники приняли ряд решений, направленных на повышение эффективности дальнейшей реализации мероприятий Национального плана противодействия коррупции.