Как сообщалось ранее, в начале этой недели Дмитрий Медведев утвердил изменения в законопроекте "О Конституционном суде РФ". Согласно поправкам, отменяются возрастные ограничения для председателя КС, изменяется организационная структура суда и устанавливается возможность рассматривать определенную категорию дел без проведения слушаний, пишут "Новые Известия".
Изменения направлены на оптимизацию процедуры судопроизводства для повышения ее эффективности, говорится в пояснительной записке к законопроекту. А вот независимые эксперты, напротив, полагают, что все эти корректировки грозят потерей независимости и самостоятельности суда, уменьшат возможности для обращения граждан в ведомство за юридической защитой.
Корректировок в закон о Конституционном суде внесено немало. Главные изменения коснулись реформирования организационной структуры КС. В новом законе, инициатором которого выступил президент Дмитрий Медведев, закреплена возможность рассматривать в КС определенную категорию дел без проведения слушаний. Знаковым положением нового закона стало и то, что председатель Конституционного суда теперь сможет занимать свою должность бессрочно. Раньше предельная возрастная планка для председателя КС была установлена на отметке в 70 лет. Здесь важно отметить, что такой привилегии удостоен только глава КС, для остальных судей возрастной барьер по-прежнему остается на прежнем уровне. Кроме того, упраздняются пленарные заседания и палаты КС. Рассмотрение же всех дел и вопросов, относящихся к полномочиям Конституционного суда, отныне будут производиться на заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей.
Новое законодательное положение устанавливает возможность рассматривать в КС определенную категорию дел без проведения слушаний. При этом, как отмечается в поправках, дело не подлежит разрешению без проведения слушания, "если письменное ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано президентом РФ, Советом Федерации, Госдумой, правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ". А также если предполагается разбирательство дела о соответствии принятого соответствующим органом нормативно- правового акта Конституции РФ или же проведение слушаний необходимо для обеспечения прав заявителя. Правда, каким образом будут решать, насколько требуется проведение слушания для обеспечения прав, не совсем понятно. Во всяком случае, правозащитники уже забили по этому поводу тревогу.
Скорректирует новый закон и процедурные моменты. Так, изменится порядок прекращения полномочий судей. Например, в перечень оснований для применения процедуры прекращения полномочий судьи, когда окончательное решение принимает Совет Федерации, включаются случаи продолжения судьей занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью, неучастие судьи в заседаниях КС или уклонение его от голосования без уважительных причин. Кроме того, документ предусматривает, что полномочия председателя КС или его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению президента, если решением КС, принятым квалифицированным большинством голосов, установлено, что "председатель или заместитель председателя КС не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои должностные обязанности".
В России Конституционный суд нередко становится последней инстанцией для граждан, отчаявшихся получить защиту в других звеньях судебной вертикали. Дальше остается только жаловаться в Европейский суд по правам человека. Именно в Конституционном суде РФ граждане добивались того, что им в упрощенном режиме выплачивались компенсации за незаконное уголовное преследование. Именно КС заступался за чернобыльцев, которым не платили положенные пособия, помогал матерям бороться за выплату декретных денег, а военнослужащим — увеличить размер жилищного сертификата. При этом российские власти не раз заявляли о том, что нужно добиться того, чтобы КС в деле защиты права граждан фактически заменил собой суд в Страсбурге. Например, Дмитрий Медведев на всероссийском съезде судей два года назад отмечал, что никакой международный суд не может заменить российское правосудие, и призывал свести к минимуму обращения граждан в международные инстанции.
Заместитель председателя комитета по Конституционному законодательству Госдумы Александр Москалец в поправках видит исключительно положительные стороны. По его мнению, никакой угрозы для потери независимости и самостоятельности КС не существует. "Независимость суда формирует не столько принятая система суда. Истинную независимость суда формирует люди, — считает депутат. — А сомнений в том, что в Конституционном суде достойные люди, у меня нет. Кроме того, порядок назначения на должность судьи КС и служит гарантией от нарушений и обеспечивает независимость".
Ничего необычного, по словам Москальца, нет и в отказе от процедуры публичных слушаний. Он привел в пример суды общей юрисдикции, в которых тоже существует упрощенная схема рассмотрения дел. По мнению парламентария, практика Конституционного суда РФ за два десятилетия наработана хорошая. Есть схожие вопросы, при рассмотрении которых можно опереться на предыдущие решения. Именно такие дела и будут рассматриваться в закрытом режиме. "То есть если правовая позиция уже ясна, то и подтверждать ее не нужно, — пояснил депутат. — И, конечно, нет никакой необходимости опять идти по сложной схеме. Нужно лишь опереться на то определение суда, которое уже было". Не считает депутат верным и то, что иски станут рассматриваться из-за новой процедуры медленнее. Наоборот, по его словам, все делается для того, чтобы дела рассматривались более оперативно. И уж совсем не страшно то, что председатель КС теперь сможет управлять ведомством хоть до ста лет. Г-н Москалец сообщил, что предлагал для всех членов КС снять возрастные ограничения. Но Дума с ним не согласилась. "Важен ведь профессионализм, жизненный опыт, то, что человек пропустил через себя жизнь нескольких поколений, — аргументировал депутат. — Это только улучшает работу суда".
Считает пока преждевременными опасения о превращении КС в несамостоятельное ведомство и один из авторов первой Конституции РФ, заслуженный юрист России Сергей Шахрай. "Опасения преждевременны, поскольку у нас в стране форма и содержание — вещи достаточно далекие друг от друга, — заявил он. — И все изменения, которые сейчас проводятся в законе о Конституционном суде, автоматически не влекут за собой тех последствий, о которых говорят правозащитники. Причинно-следственной связи здесь нет". Он пояснил, что работа возвращается к тому, как она была построена изначально. Конституционный суд будет работать, по словам Шахрая, "ближе к Конституции". "Это я вам скажу как автор первого закона о Конституционном суде, — добавил эксперт. — Как раз пленарное заседание всего состава суда — это то, что соответствует сущности конституционного духа этого органа. С учетом того, что предложение поделить работу по палатам теперь не действует, нужно было найти юридическую организационную форму, разделить вопросы, выносимые на пленарное заседание, и вопросы, которые могут быть решены, без такового. И в обновленном законе как раз предлагается по делам, по которым правовая позиция суда уже была сформулирована и высказана, давать ответы заявителям без рассмотрения на пленарном заседании. То есть это просто процедурная корректировка". Не возражает Шахрай и против отмены возрастной планки для председателя КС. "В Конституционном суде главное — голова и опыт, а не биографическая бумага", — отметил эксперт.
Гораздо менее оптимистично оценивают законодательные новшества независимые эксперты. Они опасаются, что Конституционный суд может потерять свою самостоятельность и послушно будет встроен в уже существующую вертикаль власти. На их взгляд, существует реальная угроза потери КС своей независимости, а неравный статус председателя и судей КС исключает справедливое распределение голосов при обсуждении решений. Так, бывший судья Конституционного суда Тамара Морщакова, хорошо знающая механизм работы КС РФ, что называется, изнутри, считает, что в исправленном законе содержится очень много опасных новелл. "Там нарушено единство в статусе судей Конституционного суда, — пояснила г-жа Морщакова. — Я имею в виду пункт о бессрочном пожизненном председателе КС. Это и удаление судей с должности Советом Федерации по вопросам, о которых сенаторы ничего не могут знать. Например, в связи с тем, что судья якобы уклонился от голосования по делу. Это и возможность снять председателя КС с должности по инициативе президента, если тот плохо, по его мнению, выполняет свои обязанности". Плохо, по словам Морщаковой, также то, что вместо трех решающих составов суда — пленума и двух палат — теперь будет решать вопросы только один пленум. Не добавит объективности и то, что во всех заседаниях суда будет всегда председательствовать только один человек — председатель суда. В то время как сейчас это делают все судьи в порядке очередности.
А вот по поводу рассмотрения части дел без публичных слушаний Тамара Морщакова призывает не драматизировать ситуацию. Она пояснила, что такой порядок характерен для мировой практики. "Есть решения, которые сейчас граждане не могут реализовать в других судах (хотя их КС поддерживает), потому что они были вынесены не в публичных заседаниях, — пояснила г-жа Морщакова. — Теперь эти решения получат юридическую силу, которая поможет гражданам выиграть в других судах".
Правозащитник, эксперт Института прав человека Лев Левинсон соглашается с тем, что в новом законе исчезло равенство процессуального статуса суда. Кроме того, по словам эксперта, согласно поправкам, КС будет проверять конституционность закона, который уже "применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде". "Это означает, что граждане не смогут обращаться в КС, если спорный, с их точки зрения, закон применен в еще не завершившемся судебном процессе, — пояснил правозащитник. — Сейчас они могут это сделать, если дело принято к рассмотрению в суде или судебный процесс еще продолжается". По словам эксперта, в суд не смогут обратиться тысячи граждан, которые захотят получить защиту от бюрократических проволочек. Человека успеют наказать, поскольку обратиться в КС до того, как принято судебное решение, он не сможет.
Поправкой в статью 98 ФКЗ предусмотрено, что при принятии к рассмотрению жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод гражданина, КС уведомляет об этом суд, принявший последнее судебное постановление по делу заявителя, в котором применен обжалуемый закон, и по требованию заявителя — орган, осуществляющий в соответсвии с законом исполнение решения. Суд может приостановить исполнение постановления или производство по делу до принятия решения КС РФ. Еще одна из важнейших новелл в законе — все вопросы, относящиеся к полномочиям КС РФ, рассматриваются только в заседаниях суда с полным составом судей. Такой подход подход позволяет устранить возможные коллизии в правовых позициях палат КС РФ, повысить авторитет его решений.