57280491Документов
доступно
Поиск по сайту

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости партнеров
Новости
22 ноября 2010, 12:18

Замглавы КС РФ: "Между ЕСПЧ и Конституционным судом начались проблемы"

Замглавы КС РФ: "Между ЕСПЧ и Конституционным судом начались проблемы"
Свое мнение о степени обязательности решений Европейского Суда для национального конституционного правосудия и возможности их реализации высказал замглавы КС Сергей Маврин

Как сообщалось ранее, 20 ноября 2010 года в Конституционном Суде РФ закончил свою работу XIII Международный форум по конституционному правосудию "Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод в XXI веке: проблемы и перспективы применения".

По информации пресс-службы КС РФ, свое мнение о степени обязательности решений Европейского Суда для национального конституционного правосудия и возможности их реализации высказал, в частности, заместитель председателя Конституционного Суда РФ Сергей Маврин.

Ниже следует текст выступления Сергей Маврина, озаглавленного: "Решения Европейского Суда по правам человека и российская правовая система":

"В течение почти двух последних десятилетий у российских правоведов имелась бесспорная возможность говорить о том, что решения Конституционного Суда Российской Федерации во многих случаях основываются на правовых позициях, сформулированных Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ), а решения последнего, в свою очередь, также довольно часто содержат ссылки на правовые позиции Конституционного Суда РФ по делам, касающимся России. Тем самым констатировалось отсутствие противоречий между правовыми позициями этих двух судов, что и позволяло как судьям Конституционного Суда РФ, так и представителям российской правовой науки, безоговорочно признавать прецедентное значение решений ЕСПЧ и рассматривать их в качестве приоритетной части нашей национальной правовой системы.

Однако с принятием 7 октября 2010 г. Европейским судом по правам человека решения по делу Маркина возникла, на мой взгляд, новая правовая реальность, суть которой определяется возникшим противоречием между постановлением ЕСПЧ и определением Конституционного Суда РФ. Эта правовая реальность требует, как мне кажется, своего осмысления. Фактические обстоятельства, послужившие основанием для рассмотрения данного дела в Конституционном Суде РФ и в Европейском Суде по правам человека вкратце таковы. 30 сентября 2005 года в семье К.А. Маркина, проходившего военную службу по контракту в войсковой части 41480, родился третий ребенок. В этот же день им был расторгнут брак с женой — Н.Ю. Маркиной, и достигнуто соглашение о проживании детей с отцом.

11 октября 2005 года К.А. Маркин подал рапорт о предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет. Руководство воинской части, первоначально отказав ему в предоставлении именно этого отпуска, одновременно предоставило К.А. Маркину трехмесячный отпуск с выплатой денежного довольствия (с 13 октября 2005 года по 13 января 2006 года). Некоторое время спустя (24 октября 2006 года) К.А. Маркину был предоставлен и запрашиваемый им отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет (с 24 октября 2006 года по 30 сентября 2008 года) и, кроме того, он был обеспечен (25 октября 2006 года) материальной помощью в размере 200 000 рублей по семейным обстоятельствам в связи с необходимостью ухода за тремя малолетними детьми и отсутствием иных источников дохода. В дополнение к этому после вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части поддержки граждан, имеющих детей" с 1 января по 30 марта 2007 года (т.е. до достижении я ребенком возраста 1,5 лет) К.А. Маркину, как лицу, осуществляющему уход за вторым ребенком и последующими детьми, выплачивалось ежемесячное пособие, в январе — 3000 руб., в феврале — 3000 руб., в марте — 2903, 23 руб., исходя из фиксированного размера пособия в 3000 руб. (всего — 8903,23 руб.). Следует также заметить, что К.А. Маркин получил эти денежные суммы, несмотря на то, что до 1 января 2007 года размер данного пособия составлял всего лишь 700 рублей, а отцы, фактически осуществлявшие уход за ребенком, не подлежали обязательному социальному страхованию и не имели права на его получение.

В общей сумме К.А. Маркин получил в связи с необходимостью ухода за детьми 208953 руб. 23 коп., выплаченные без учета денежного довольствия сохраненного за ним на период дополнительного отпуска. Необходимо обратить внимание на то, что если бы в положении К.А. Маркина находилась женщина-военнослужащая, то она получила бы, естественно, не считая пособия по беременности и родам, только пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и в общей сумме, не превышающей 21593 рубля. Эти денежные средства явились бы итогом сложения следующих сумм причитающегося ей пособия: 1) 9100 рублей, исчисленных применительно к периоду с декабря 2005 года по 1 января 2007 года из расчета 700 рублей за каждый из 16 месяцев, и 2) 12493 рубля, исчисленных за период с 1 января 2007 года (даты вступления в силу нового законодательства) по 30 марта 2007 года (даты достижения ребенком возраста 1,5 лет), исходя из 40 размера получаемого ей денежного содержания.

Таким образом, в отношении К.А. Маркина фактически сложилась весьма оригинальная ситуация, характеризующаяся тем, что в действительности он получил не только отпуск по уходу за ребенком до трех лет, но и денежное вспомоществование, превосходящее в 9 с лишним раз размер того пособия, которое причиталось бы к выплате в той же ситуации женщине-военнослужащей. Совершенно очевидно, что эту ситуацию нельзя определить применительно к К.А. Маркину иначе как предоставление ему в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3-х лет дополнительных материальных льгот в сравнении с женщинами-военнослужащими. Вследствие этого К.А. Маркин с точки зрения денежного сопровождения своего отпуска по уходу за ребенком фактически оказался в привилегированном положении или в положении позитивно дискриминируемого субъекта, соответственно в сравнении с ним все остальные женщины-военнослужащие, пребывающие в том же самом отпуске, попали с позиции своего материального обеспечения в положение негативно дискриминируемых субъектов.

Несмотря на это, К.А. Маркин обратился с жалобами в Конституционный Суд РФ, в которых просил признать противоречащими статьям 19 (части 2 и 3), 38 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ряд нормативных положений, содержащихся в Федеральном законе от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 и Положении о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 865. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы и рассмотрев дело К.А. Маркина сообразно своей компетенции в порядке конкретного нормоконтроля, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению, поскольку оспариваемые им нормативные положения Суд не мог признать в данных фактических обстоятельствах затрагивающими его конституционные права, что и зафиксировал в своем Определении № 187-О-О от 15 января 2009 года об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича.

Однако на этом данное дело не закончилось, поскольку К.А. Маркин обратился с жалобой в Европейский Суд по правам человека и тот вынес по делу "Константин Маркин против России" Постановление от 7 октября 2010 года, в котором не согласился с доводами Конституционного Суда РФ, изложенными в Определении № 187-О-О от 15 января 2009 г. по жалобам того же заявителя, и заключил, что мотивы, приведенные Конституционным Судом, представляют недостаточное обоснование наложения более строгих ограничений на семейную жизнь военнослужащих-мужчин, чем военнослужащих-женщин. В связи с этим постановлением ЕСПЧ возникает довольно много проблем теоретического и практического характера, но в первую очередь, на мой взгляд, ждут своих ответов два естественным образом возникших вопроса:
1. Какие последствия для российской правовой системы влечет решение ЕСПЧ от 7 октября 2010 г.?
2. Какова дальнейшая судьба Определения Конституционного Суда от 15 января 2009 г. № 187-О-О?

Ответ на первый вопрос в определенной мере вытекает из содержания статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", в последнем абзаце которой сказано: "Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации". Из содержания приведенной формулировки российского закона недвусмысленно вытекает, что Российская Федерация в принципе обязана исполнять решения Европейского Суда по правам человека, вынесенные последним по конкретным делам в отношении России. Не является каким-то исключением в этом смысле и постановление Европейского Суда по делу Маркина, которое также подлежит исполнению.

Содержание данного постановления предполагает осуществление Российской Федерацией как ответчиком по делу К.Маркина ряда мер, которые, надо полагать, и следует рассматривать в качестве неких составляющих ее ответственности как результата рассмотрения данного дела ЕСПЧ.
Одна из этих мер описана в резолютивной части постановления и сводится к выплате заявителю государством-ответчиком 200 (двухсот) евро. Несомненно, что в этой части постановление ЕСПЧ подлежит безусловному выполнению. Вместе с тем имеет смысл отметить, что сам заявитель в своих изначальных требованиях (по крайней мере, как они описаны в разделе постановления А.Ущерб) претендовал на совсем иные суммы компенсации, включающие 400 000 евро в возмещение морального вреда и 59 855,12 рублей в возмещение материального ущерба, возникшего, по мнению Маркина, от лишения его денежных средств, которые он вправе был получить, если бы не был подвергнут дисциплинарным взысканиям за свое отсутствие во время отпуска по уходу за ребенком.

На мой взгляд, столь незначительная мера ответственности государства-ответчика, наступающая за весьма серьезное правонарушение, способна вызывать некоторое недоумение. Ведь в силу решения Суда признано, что в отношении Маркина имело место нарушение статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в виде его дискриминация при осуществлении права на уважение семейной жизни. В свою очередь дискриминация прав человека относится, как мне кажется, к категории наиболее серьезных правонарушений, предполагающих и применение наиболее строгих мер ответственности к правонарушителю, по крайней мере, в плане возмещения морального вреда. Суд же в п. 3 резолютивной части постановления ограничился утверждением о том, что признание нарушения является само по себе достаточной справедливой компенсацией любого морального вреда, понесенного заявителем, в связи с чем и постановил взыскать в пользу заявителя чисто символическую денежную сумму в возмещение понесенного им ущерба. Тем самым Суд, возможно сам того не желая, косвенным образом дал понять, что в данном случае государство-ответчик не заслуживает серьезной ответственности, то ли в силу незначительности, то ли сомнительности самого правонарушения.

Другие меры, которые предложено было Судом предпринять Российской Федерации как государству-ответчику, предусмотрены в разделе IV. ПРИМЕНЕНИЕ СТАТЬИ 46 КОНВЕНЦИИ. Здесь в п. 65 Суд, прежде всего, счел необходимым напомнить, что статья 46 Конвенции, как она истолковывается в свете статьи 1, налагает на государство-ответчика правовое обязательство имплементировать, под надзором Комитета министров, надлежащие общие и/или индивидуальные меры для обеспечения права заявителя, которое суд признал нарушенным. Такие меры должны быть также приняты в отношении других лиц, находящихся в положении заявителя, прежде всего путем разрешения проблем, которые привели к выводам Суда. При этом Суд отметил, что теоретически ему не надлежит определять, какие меры возмещения вреда могут быть уместными для принятия государством-ответчиком в соответствии с его обязательствами по статье 46 Конвенции. Тем не менее, Суд счел необходимым проявить свою особую заинтересованность в том, чтобы способствовать быстрому и эффективному устранению упущения, обнаруженному в национальной системе защиты прав человека (см. постановление по делу "Дриза против Албании" (Driza v/ Albania),№ 33771,02, § 125, ECHR 2007-ХII (Извлечения).

Руководствуясь этими соображениями, Суд признал в п. 66 Постановления факт нарушения статьи 14 во взаимосвязи со статьей 8 Конвенции и сформулировал вывод о том, что само это нарушение прав заявителя проистекает из упущений в российском законодательстве, содержащихся в пункте 3 статьи 11 Закона "О статусе военнослужащих" и Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, на основании которых право на отпуск по уходу за ребенком предоставляется только военнослужащим-женщинам, в отличие от военнослужащих-мужчин. Следствием этого, является, по мнению Суда, то, что целая категория лиц — военнослужащих мужского пола подвергается дискриминации при осуществлении их права на уважение семейной и личной жизни. На этом основании Суд пришел к выводу о том, что рассматриваемое законодательство не является совместимым с Конвенцией и обнаруживает широко распространенную в правовом механизме проблему, касающуюся значительного числа людей. Принимая во внимание эту проблему, Суд зафиксировал в тексте Постановления фразу о том, что были бы желательны меры общего характера на национальном уровне для обеспечения эффективной защиты от дискриминации в соответствии с гарантиями статьи 14 Конвенции во взаимосвязи со статьей 8. Одновременно он рекомендовал Правительству-ответчику принять меры, под надзором Комитета министров, к внесению изменений в пункт 3 статьи 11 Закона "О статусе военнослужащих" и в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 с тем, чтобы на основе учета принципов, сформулированных в настоящем постановлении, положить конец дискриминации военнослужащих мужского пола в отношении реализации их права на отпуск по уходу за ребенком.

Оценивая в целом это решение ЕСПЧ, имеет смысл, прежде всего, заметить, что в силу фактических обстоятельств дела все же не было возможности говорить о нарушении конституционных прав Маркина как заявителя по делу, что и зафиксировал в своем определении Конституционный Суд Российской Федерации. С этой точки зрения Европейский Суд по правам человека, приняв по делу Маркина такого рода решение, фактически действовал в рамках абстрактного, а не конкретного нормоконтроля, что, по всей вероятности, он не должен был делать, находясь в процедуре рассмотрения все же индивидуальной жалобы.
Тем не менее, с формально юридических позиций вполне правомерно ставить вопрос о том, что у России возникло обязательство выполнить постановление ЕСПЧ и в этой части. По моему мнению, Российская Федерация может исполнить это решение, только одним путем — внесением в свою правовую систему определенных изменений, которые, и это хотелось бы подчеркнуть, в любом случае не должны противоречить Конституции Российской Федерации. При этом уместным будет заметить, что в принципиальном плане Конституция России не расходится по своему содержанию с предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Вместе с тем Конституции Российской Федерации, конечно, содержит и оригинальные положения, которые, естественно, этой Конвенцией не должны и не могли быть предусмотрены. Такие положения зафиксированы в частности Преамбулой Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что была принята многонациональным народом России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, и в том числе в целях обеспечения благополучии и процветания России. Эта запись в тексте российской Конституции недвусмысленно означает, что любые действия российского законодателя, предпринятые им пусть даже и в каких-то благих целях, но в ущерб обеспечению благополучия России и без ответственности перед нынешним и будущими поколениями, a priori являются неконституционными и в силу этого недопустимыми. Под этим углом зрения возникает вполне естественный вопрос: а исполнимо ли в принципе решение ЕСПЧ по делу Маркина в части внесения указанных им изменений в нашу национальную правовую систему?

Однозначного ответа на этот вопрос, как мне представляется, нет, потому что решение ЕСПЧ возможно реализовать разными путями, но каждый из которых в итоге должен привести к возникновению в российской правовой системе новой ситуации, характеризующейся преодолением имевшейся ранее, по мнению ЕСПЧ, дискриминации мужчин-военнослужащих посредством их постановки в равное положение с женщинами-военнослужащими с точки зрения возможности получения в период исполнения обязанностей военной службы отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет. По моему мнению, искомый результат может быть достигнут, как минимум, двояким образом. Во-первых, российский законодатель в состоянии действовать посредством введения в свое законодательство таких изменений, в силу которых выравнивание правового положения мужчин и женщин военнослужащих будет произведено за счет изъятия у женщин-военнослужащих предоставленной им ранее льготы по получению во время службы отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет. Данную законодательную новеллу, учитывая историю развития российского законодательства в данной сфере, действительно следовало бы рассматривать как отмену введенных ранее для женщин-военнослужащих льгот, сам факт установления которых ставил женщин-военнослужащих в положение позитивно дискриминируемых субъектов. Необходимо также заметить, что в плане введения, изменения объема и отмены льгот российский законодатель обладает достаточно широкой свободой усмотрения, о чем неоднократно говорил Конституционный Суд РФ в своих решениях.

Кроме того, оценивая правомерность этой новеллы, необходимо бы принять во внимание и то, что подобный прием был бы предпринят законодателем в целях преодоления, по мнению ЕСПЧ, негативной дискриминации гораздо более многочисленной категории мужчин-военнослужащих в сравнении с женщинами-военнослужащими. В этом плане ЕСПЧ оказался абсолютно прав: в условиях российской реальности женщин-военнослужащих действительно крайне мало. Учитывая все перечисленные обстоятельства, данная законодательная новелла теоретически даже могла бы претендовать на то, чтобы признать ее конституционной, поскольку целью ее принятия являлась бы защита прав и законных интересов представителей более многочисленной категории мужчин-военнослужащих в сравнении с другой гораздо меньшей по численности категорией женщин-военнослужащих, а о такой возможности прямо говорит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, на которую, к слову, и ссылался гражданин Маркин, обращаясь в Конституционный Суд РФ.

Во-вторых, российский законодатель мог бы действовать и посредством принятия решения, в силу которого право на получение отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет было бы предоставлено, наряду с женщинами-военнослужащими, и мужчинам-военнослужащим, на этом собственно и настаивал ЕСПЧ в своем постановлении. Однако, принимая такое решение, законодатель был бы обязан руководствоваться необходимостью действовать во благо России, и в силу этого соображения был бы должен учитывать, что в отличие от военнослужащих-женщин, которые в подавляющем большинстве случаев выполняют свои воинские обязанности исключительно на должностях вспомогательного состава, не являющегося частью состава, условно говоря, боевых подразделений, большая часть мужчин-военнослужащих выполняет свои воинские обязанности как раз в составе расчетов, находящихся в состоянии несения боевого дежурства, связанного, кстати сказать, в том числе с обслуживанием носителей стратегических ядерных вооружений, нередко базирующихся в труднодоступных местах своей дислокации.

Как правило, в таких подразделениях далеко не всегда имеется возможность замены военнослужащего, желающего в течение весьма длительного срока (3-х лет) воспитывать своих детей. В силу этого незапланированное оставление места службы таким военнослужащим вряд ли можно рассматривать как акт, имеющий совершенно нейтральное отношение к безопасности России (да, к слову, и не только России), а также ее благополучию и процветанию.
Имея в виду эту ситуацию, приходится прийти к единственно возможному в данном случае выводу о том, что, учитывая свою ответственность перед настоящим и будущими поколениями россиян, отечественный законодатель не в состоянии, не нарушая Конституцию своей страны, имплементировать в ее правовую системы, меры, вытекающие из решения ЕСПЧ по делу Маркина. Следовательно, с точки зрения обеспечения благополучия России решение ЕСПЧ в данной части обладает для России признаками неисполнимости.

Что же касается судьбы определения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина Маркина, то оно, как это и вытекает из части 1 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" окончательно и обжалованию не полежит. Это формулировка закона, кроме всего прочего, означает, что решение Конституционного Суда РФ, оформленное любым из его актов, включая, разумеется, и определение, в принципе не может быть пересмотрено не только по инициативе кого-либо из внешних по отношению к Конституционному Суду субъектов или органов, но даже и по инициативе самого Конституционного Суда РФ. Именно поэтому российское законодательство о Конституционном уде РФ и не предусматривает каких-либо правовых механизмов для такого рода пересмотра решений. Отсюда следует, что, исходя из конституционных требований, предъявляемых к российскому законодателю, ему надлежит, в том числе при осуществлении своих полномочий в области регулирования отношений по предоставлению отпусков по уходу за ребенком военнослужащим руководствоваться в первую очередь Конституцией Российской Федерации и основанных на ней решениях Конституционного Суда РФ".

Тема: Конфликт интересовПрава человека
Суд: Конституционный суд РФ
Судья: Судья Маврин С. П.
Зарубежные суды: ЕСПЧ
  
Разместить на:

16+

Самое читаемое
Верховный суд отчитался о зарплатах руководства, судей и аппарата
Председатель ВС Вячеслав Лебедев, согласно декларации за 2016 год, заработал почти 11,4 млн руб.
Лебедев предложил изменить ГПК И АПК
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев предложил ряд поправок в ГПК и АПК, которые были направлены в ВС делегатами Всероссийского съезда судей. Инициативы он озвучил, выступая на семинаре-совещании глав региональных ККС.
ВККС отказала в переназначении судье, устроившей застолье в своем кабинете
ККС Краснодарского края оборвала карьеру Елены Никулиной, мирового судьи из Армавира, отказав той в рекомендации на переназначение. Поводом для этого стала обнародованная фотография, на которой судья вместе с коллегами празднует 8 марта в зале заседаний на фоне символов государственной власти.
Дисциплинарная коллегия ВС вернула судье право на ошибку
Судью областного суда с 15-летним стажем без замечаний и предупреждений лишили полномочий за решение по одному-единственному делу. Какие ошибки допустил судья, разобралась дисциплинарная коллегия ВС.
Верховный суд защитил адвокатскую тайну
В 2016 году Минюст утвердил форму адвокатского запроса. Последний, среди прочего, должен содержать данные защитника и информацию о том, в чьих интересах он действует. Но адвокаты Андрей Николаев и Иван Павлов посчитали, что требование указывать подобные сведения противоречат положениям закона "Об адвокатской деятельности", так как разглашают профессиональную тайну.
Верховный суд разобрался, какой судебный акт по делу следует считать последним
Экономколлегия ВС выясняла, с какого момента следует считать срок подачи заявления о взыскании судебных расходов – с даты вынесения постановления окружного АС или определения ВС об отказе в принятии жалобы.
Верховный суд не вернул мантию судье-"путешественнику"
Мировой судья из Краснодарского края возмутился системой распределения дел в регионе между ним и его коллегами. Вскоре после этого в отношении судьи назначили две проверки. Обе выявили целый "букет" нарушений у мирового судьи в делопроизводстве и не только. Краевая ККС лишила судью полномочий, тогда служитель Фемиды попытался вернуть себе мантию в ДК ВС.
СКР получил судью, которую подозревают в незаконной передаче земли на 970 млн руб.
По версии следствия она изготовила 16 поддельных решений, которым передала право собственности на земельные участки стоимостью более 970 млн руб.
Юристы оценили идею правительства подавать судебные иски через портал госуслуг
Суддепартаменту при ВС и Минэкономики поручили подготовить поправки, благодаря которым россияне смогут подавать иски в суд через личный кабинет на портале госуслуг. Юристы в целом положительно оценили инициативу, однако нашлись и те, кто не увидел необходимости в таком новшестве, сославшись на проверенные "Мой арбитр" и ГАС "Правосудие".
ВККС рекомендовала 13 судей на руководящие посты в региональные СОЮ
Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела 27 заявлений от претендентов на 16 руководящих должностей в судах общей юрисдикции. Отказ получили 12 кандидатов, рассмотрение еще одного заявления отложено, другое отозвано.
Верховный суд указал, когда новая кадастровая стоимость влияет на арендную плату
Экономколлегия ВС разбиралась в споре Департамента земельных отношений Приморского края и компании, арендующей у него участок, находящийся в неразграниченной госсобственности.
Нужна ли представителю лицензия: юристы оценили инициативу Михаила Барщевского
Михаил Барщевский предложил ввести лицензирование для участия в судебных спорах, чтобы защитить клиентов от недобросовестных юристов. "Право.ru" спросило, что об этом думают сами представители юридического сообщества.
Верховный суд разрешил должникам не платить по сверхлимитному микрозайму
Определение было вынесено по кассационной жалобе МФО "АСД-финанс", которая пыталась изъять у должника два земельных участка и дом.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (22.05)
ФПА выступила против идеи освободить судей от необходимости зачитывать текст приговора. По мнению защитников, это подорвет как независимость судов, так и доверие граждан к судебной системе. - Новым представителем РФ при ЕСПЧ стал замглавы Минюста Михаил Гальперин. - ВС признал незаконным предоставление МФО займов на суммы свыше 1 млн руб. под залог недвижимости.
ВККС выбрала кандидата в председатели ВС Дагестана из 10 претендентов
Высшая квалифколлегия отказала в рекомендации действующим судьям ВС РД, отдав предпочтение Руслану Исаеву – руководителю одного из райсудов Махачкалы.
В Думе предложили новые способы борьбы с "письмами счастья" от ГИБДД
Депутаты от фракции ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы поправки в КоАП, которые освобождают от штрафа собственника автомобиля, если в течение 15 дней он сумеет доказать, что за рулем находился другой человек.
Верховный суд определит судьбу внутрикорпоративных займов в банкротстве
Займы между аффилированными компаниями – это распространенный способ не делиться со сторонними кредиторами в банкротстве. Как с этим бороться, расскажет Верховный суд.
ВККС дала рекомендации кандидатам на судейские должности в арбитражи
Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела 25 заявлений от судей арбитражей, желающих уйти на повышение в вышестоящие суды. Рекомендации получили все, кроме четверых претендентов, отозвавших свои заявления.
Екатерина Тягай: "Сегодняшние студенты юрфака не пасуют перед старшими"
Лидер юррекрутинга Major, Lindsey & Africa в своем недавнем исследовании выявил, что для молодых юристов американских юрфирм деньги – не главное. "Право.ru" узнало у директора института бизнес-права МГЮА Екатерины Тягай, аналогичные ли приоритеты у их юных российских коллег. Кроме того, собеседник рассказала о главных тенденциях и проблемах юробразования в РФ.
Суддеп: судей обяжут по-новому отчитываться о доходах
Начальник Управления по вопросам противодействия коррупции Судебного департамента при Верховном суде РФ Валерий Бородулин рассказал сегодня, что в прошлом году была проведена проверка сведений о доходах в отношении 154 судей.
Управделами президента заработал за год более 21 млн руб.
У Александра Колпакова, в частности, в собственности находятся два земельных участка площадью 3700 кв. м и 1550 кв. м и два жилых дома общей площадью 416 кв. м.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (23.05)
Минюст определился с применением принципа one in – two out: следить за тем, учел ли разработчик нового правила отмену двух старых, будет Минэкономразвития. - Составлен рейтинг эффективности региональных госзакупок: по показателю экономности лидирует Крым, замыкают список Чечня и Дагестан. - Правительство одобрило законопроект о лишении террористов гражданства.
Президент предложил повысить зарплаты "неуказным" бюджетникам
На вчерашнем совещании с членами правительства Владимир Путин предложил проиндексировать зарплаты бюджетников, которые пять лет назад не попали под действие так называемых "майских указов". "Разморозят" ли при этом зарплаты госслужащих, военных и судей, неизвестно.
В 2016 году мантий лишились 26 судей
Зампред Верховного суда РФ, председатель Дисциплинарной коллегии (ДК) Сергей Рудаков рассказал, что в прошлом году мантий за дисциплинарные проступки были лишены 26 российских судей. ДК за это же время рассмотрела 86 жалоб, 23 из них касались досрочного прекращения полномочий.
Президент отклоняет каждого четвертого кандидата в судьи
Начальник Управления президента по вопросам государственной службы и кадров Антон Федоров, выступая сегодня на семинаре-совещании глав региональных ККС, рассказал, что с момента рекомендации до назначения судьи проходит 9 месяцев, а должность получают лишь 3/4 претендентов.
Госдума вводит марки для голосования и переносит выборы президента
Законопроект о переносе выборов президента РФ был сегодня принят Госдумой во втором чтении. Соответствующий документ размещен на сайте нижней палаты парламента.
ВККС рекомендовала шестерых зампредов в арбитражи
Двенадцать судей просили Высшую квалифколлегию рекомендовать их на должности заместителей председателей в арбитражи, однако одобрение получили только шестеро, пятерым отказали, а рассмотрение еще одной кандидатуры перенесли на июль.
ВККС рекомендовала 15 руководителей и судей в военные суды
ВККС рассмотрела 20 заявлений от кандидатов на руководящие и судейские должности в военные суды: один кандидат получил отказ, четверо претендентов свои заявления отозвали.
Титов предложил к 2019 году назначить судьями 1000 адвокатов и прокуроров
Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов выступил с предложением расширить полномочия прокуроров в уголовных делах, с такой инициативой он выступил на конференции "Федеральный ситуационный анализ по обсуждению ежегодного доклада уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей".
МВД ужесточает наказание за отказ водителей проверяться на алкоголь
Разработаны поправки в КоАП, усиливающие ответственность для водителей, которые отказываются проходить медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Барщевский предложил ввести специальные лицензии для работающих в суде юристов
Представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский выступил с идеей ввести специальные лицензии для тех юристов, которые хотят защищать людей в судах.
Зампредседателя Нижегородского облсуда может стать главой АС ВВО
Высшая квалифколлегия судей рассмотрела 12 заявлений на 10 председательских должностей в арбитражные суды. Двоим претендентам отказали, рассмотрение еще двух кандидатур отложили. А все три претендента на кресло главы 1-го ААС отозвали свои заявления.
Верховный суд решил, в каком случае арендатор может не платить за пользование землей
Имеет ли право арендодатель требовать от арендатора уплату средств за пользование земельным участком, на котором располагается недвижимость, если это не оговорено в договоре, решала экономколлегия Верховного суда.
Верховный суд одобрил заочный арест скрывающейся в США судьи АСГМ
После того, как ВККС дала согласие на возбуждение против Ирины Барановой уголовного дела, та покинула Россию.
Как это работает: новые приказы МВД для автошкол и ГИБДД
Теперь экзамены на права официально можно сдавать на площадках и машинах автошкол. Такая практика была и раньше, но её закрепили приказами МВД, которые вступят в силу 26 и 27 мая. Что еще нового есть в этих приказах, какие могут возникнуть проблемы и что конкретно изменится в процессе сдачи экзамена, "Право.ru" вместе с "Гильдией автошкол" объясняют в карточках.
Депутаты выступили против конфискации имущества родственников коррупционеров
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал депутатам отклонить законопроект, внесенный эсерами.
Экс-глава АСГМ не будет претендовать на председательское кресло в 1-м ААС
Сегодня ВККС должна была рассмотреть заявления от трех претендентов на председательскую должность в 1-й ААС, однако все они, включая бывшего председателя Арбитражного суда города Москвы, отозвали свои заявления.
Башкирских судей наказали за опоздание с отчетом о доходах
Сегодня ВККС рассмотрела жалобы трех судей ВС Башкортостана, которых по обращению Совета судей наказали замечаниями за несвоевременное представление деклараций о доходах и имуществе за 2015 год.
КС вступился за лиц без гражданства, которых выдворяют из РФ
В России человека, у которого нет гражданства невозможно выдворить за пределы страны, поэтому он может бессрочно находиться в центре временного содержания. Сегодня Конституционный суд постановил этот порядок изменить.
ВС решил, с какого момента отсчитывать срок давности правонарушения
Центробанк подал иск об административном правонарушении страховой компании "Согаз", которая с опозданием выплатила компенсацию пострадавшему в ДТП водителю. Дело дошло до Верховного Суда, где страховщик пытался доказать, что срок привлечения его к ответственности истек, и штраф ему назначили незаконно.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (25.05)
Верховный суд разрешил не раскрывать в адвокатском запросе имя доверителя и обоснование необходимости получения информации, в ходе тяжбы ФПА поддерживать истцов-адвокатов не стала. - Доля компаний, которые подчиняют крупные сделки российскому праву, за пять лет выросла с 10 до 24%, но бизнес до сих пор отпугивает недоверие к судам, говорится в исследовании ЕПАМ.
"Мегафон" предложил клиентам три варианта компенсации за сбой связи
Юристы оценили шансы абонентов добиться от оператора денежной компенсации в случае обращения с иском в суд.
Росгвардия отчиталась о доходах и имуществе своих сотрудников
Тройку богатейших сотрудников ведомства замыкает его директор Виктор Золотов – в прошлом году он заработал 6,7 млн руб.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (24.05)
ЦБ меняет базовые тарифы и коэффициенты ОСАГО: страховка для малоопытных молодых водителей существенно подорожает, безаварийные граждане будут платить меньше. - Верховный суд направил на пересмотр выигранное клиентом "Траста" дело о кредитных нотах. - Первые иски к столичным властям из-за реновации уже поступили в суд. По мнению заявителей, закон нарушает Конституцию.
Депутаты просят правительство объяснить бонусы для топ-менеджмента "Роснефти" и "Газпрома"
Обращаться в сами компании парламентарии не стали, опасаясь вступить с ними в длительную переписку, которая не даст результатов.
ФБК уличил бизнесмена Пригожина в организации картеля на 23 млрд руб.
Евгения Пригожина окрестили "поваром Путина", поскольку компания "Конкорд М", которой он владеет, занимается поставками питания для Управления делами президента.
Бастрыкин отчитался о доходах за 2016 год
Доход председателя Следственного комитета РФ за прошлый год составил 7,9 млн руб., следует из опубликованных на сайте ведомства сведений.
Начальники режимных объектов МВД уволены из-за утраты доверия
Начальник ГУ МВД по Москве уволил руководство четвертого управления МВД, которое занимается расследованиями на предприятиях космической и атомной отраслей.
Лебедев: научите судей заполнять анкеты
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, выступая на семинаре-совещании глав региональных ККС, заявил, что ежегодно президентской кадровой комиссией отклоняется в среднем 15–20% кандидатов в судьи, в основном из-за того, что те предоставили неверные сведения о доходах.
Путин прокомментировал обыски у худрука "Гоголь-центра"
Вопрос о том, для чего проводились следственные мероприятия, задал президенту худрук "Театра наций" Евгений Миронов.
Следователи по делу Захарченко объявили в розыск полковника ФСБ
Сотрудника ФСБ Дмитрия Сенина, приходящегося шурином арестованному полковнику МВД, объявили в розыск по подозрению в дезертирстве.
Верховный суд запретил требовать от поставщика и возврат предоплаты, и неустойку
Экономколлегия ВС разъяснила, может ли покупатель, который ранее взыскал с поставщика предоплату за непоставленный товар, потребовать еще и выплаты договорной неустойки.
Задержан вице-губернатор Краснодарского края
По версии следствия, он организовал схему перевода денег застройщику перинатального центра в Сочи через кредит Кубанского универсального банка, у которого нет лицензии.
Суд выяснит, правильно ли Apple указывает объем памяти телефонов
Пресненский суд Москвы назначил экспертизу iPhone после того, как покупатель обвинил компанию Apple в обмане с объемом памяти смартфона.
Минфин согласился выделить 0 руб. на составление списков присяжных для райсудов
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Александр Гусев, выступая на семинаре-совещании с главами региональных ККС, заявил, что Министерство финансов отказывается выделять средства на реализацию института присяжных в райсудах.
Верховный суд отменил наказание "Почте России" за задержку письма
Верховный Суд разъяснил срок давности по административному нарушению "Почты России", которая опоздала на два дня с доставкой заказного письма.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (26.05)
Минфин не поддержал предложение бизнеса о предельно допустимом уровне налоговой нагрузки, на который можно будет ориентироваться при любых реформах. Комиссар Совета Европы вмешался в процесс по жалобе на закон об иноагентах. ФТС намерена сделать из таможенников офисных работников. Единую методику расчета бонусов для топ-менеджмента госкомпаний отправили на доработку.
Глава ВККС: за четыре года судей 896 раз привлекали к дисциплинарной ответственности
В 2013–2016 годах количество решений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности уменьшилось на четверть, а число заявлений от претендентов на судейские должности почти не изменилось.
Главу Савеловского райсуда рекомендовали на пост зампреда в Мосгорсуд
Председатель МГС Ольга Егорова, которая пришла на заседание, пояснила, что Наталья Афанасьева – прекрасный судья цивилист и справится с обязанностями заместителя по гражданским делам.
СПЧ предложил Путину провести первую в истории административную амнистию
Михаил Федотов утверждает, что реализация инициативы облегчить жизнь миллионов граждан, например, водителей, лишенных прав, и граждан, совершивших экономические правонарушения.
Совфед уточнил сроки предъявления исполнительных документов
Поправки призваны предотвратить злоупотребления процессуальным правом со стороны взыскателя, которые приводят к затягиванию сроков предъявления исполнительных документов.
Путин назначил замминистра юстиции уполномоченным России при ЕСПЧ
Предшественником Михаила Гальперина на посту уполномоченного РФ при ЕСПЧ был Георгий Матюшкин. Он занимал эту должность с 5 августа 2008 года по 29 марта 2017 года.