Высший Арбитражный суд назначил на 13 января рассмотрение спора о товарных знаках двух крупных алкогольных компаний — российского "Союзплодоимпорта" и французской компании Сhampagne Louis Roederer, производителя излюбленного шампанского российских олигархов стоимостью более 20 тысяч за бутылку.
Дело крайне интересное, так как по решению ВАС может прекратится охрана товарного знака французской компании на территории РФ. Однако аналитики не спешат с выводами по этому делу (ВАС-9861/10/).
Напомним, что противоборство сторон началось в декабре 1994 года, когда французская компания обратилась в Международное бюро интеллектуальной собственности с заявкой о предоставлении территориального расширения товарному знаку на территорию РФ. Об этом был уведомлен Роспатент, который через год предварительно отказал французской компании в правовой охране.Роспатент отметил, что в 1973 году товарный знак KRISTAL был зарегистрирован за ФКП "Союзплодоимпорт", по тому же классу МКТУ "водка". Это решение в апреле 2002 года подтвердила экспертиза Федерального института промышленной собственности (ФИПС). В предоставлении охраны товарному знаку французской компании было отказано на основании п. 1 ст. 7 ФЗ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". ФИПС указал на сходные словесные элементы в товарных знаках.
Однако Сhampagne Louis Roederer смогла оспорить это решение в Роспатенте, который в 2006 году предоставил правовую охрану товарному знаку на территории РФ. На основании уведомления Роспатента в феврале 2008 года эти сведения были опубликованы в Официальном Бюллетене Международного Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности "Les Marques Internationales". Дата публикации – 10 апреля 2008 года.
Тогда ФКП "Союзплодоимпорт" вновь обратилось в Роспатент с заявлением о признании недействительным этого решения. В 2009 году правовая охрана была отменена на основании того, что знаки сходны до степени смешения. Тогда Сhampagne Louis Roederer обратилась в АСГМ.
Суды трех инстанций — АСГМ, 9AAC и ФАС МО — поддержали иностранцев, указав на то, что у „Союзплодоимпорта“, который оспаривал в Роспатенте охрану товарного знака CRYSTAL, полученную французской компанией в ведомстве в 2006 году, уже истек срок на обжалование решений федеральной службы.
С этим выводом коллегия судей ВАС не соглашается. Международная публикация сведений о регистрации территориального расширения охраны знака на Россию в Официальном Бюллетене Международного Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) состоялась в 1995 году. Исходя из этого, суды исчисляли 5-летний срок для оспаривания международного знака „Союзплодоимпортом“. Однако Россия в лице Роспатента дала французам правовую охрану СRYSTAL только в 2006 году, а в 2008 году соответствующие сведения были внесены в Официальный Бюллетень Международного Бюро ВОИС.
По мнению коллегии судей ВАС, нижестоящие суды сделали неверный вывод об исчислении срока для оспаривания знака. Между тем, сейчас вопрос в отношении международных товарных знаков никак не разрешен, все зависит от толкования норм законодательства, отмечал ранее в разговоре с корреспондентом „Право.Ru“ Николай Богданов из юридической фирмы „Городисский и Партнеры“. Поэтому президиум внесет ясность и в этот вопрос.
Аналитики, которые комментировали дело для "Право.Ru", говорят, что прогнозировать решение ВАС очень сложно. Однако некоторые эксперты полагают, что дело может быть направлено на новое рассмотрение. Французская компания обратилась в суд с требованием признать недействительным решение Роспатента об отказе в охране товарного знака в 2009 году, однако суды это требование не рассматривали.
Если же в охране товарного знака будет окончательно отказано, единственное, что останется "французам", договариваться с федеральным казенным предприятием "Союзплодоимпорт" и получать его согласие на предоставление охраны товарному знаку. И все же у большинства опрошенных экспертов вызывает удивление поведение "Союзплодоимпорта", ведь стоимость бутылки белого CRYSTAL в рознице составляет около 20 тысяч рублей, розового — от 35 тысяч рублей. При этом квота для России до кризиса составляла всего 800 и 120 бутылок соответсвенно. Таким образом, российский потребитель вряд ли когда-нибудь спутает такое шампанское с дешевой водкой "Союзплодоимпорта". Елена Шарпаева, Pravo.Ru.