Как ранее сообщалось, Генпрокуратура РФ до 10 февраля 2011 года представит в Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции проект плана дополнительных мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций GRECO, в отношении которых международными экспертами сделан вывод об их неполном выполнении.
В 2008 году GRECO, Россия входит в ее состав с 2007 года, дала 26 рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики с целью приведения их в соответствие с европейскими антикоррупционными стандартами. Летом 2010 года Россия отчиталась о проделанной работе, международные эксперты пришли к выводу о том, что Россия не выполнила полностью две рекомендации, частично исполнила 15, полностью засчитаны выполненными – девять рекомендаций.
Среди невыполненных оказались две рекомендации GRECO, связанные с необходимостью пересмотра системы административного и уголовного процессов с тем, чтобы обеспечить рассмотрение фактов коррупции прежде всего как преступлений (IV), и установления ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения (XXIV).
"Однако нельзя сказать, что Россией не предпринято никаких мер по их реализации. Просто в данном случае наше видение пути выполнения этих рекомендаций не совпало с мнением экспертов GRECO", — заявил в интервью "Интерфаксу", распространенном пресс-службой Генпрокуратуры, замгенпрокурора РФ Александр Буксман.
По его словам, "в первом случае негативная оценка со стороны GRECO обусловлена во многом тем, что российская сторона в 2008 году в качестве коррупционных ошибочно заявила ряд составов административных правонарушений, в действительности к таковым не относящихся. Например, в разряд коррупционных попали правонарушения при подготовке и проведении выборов и референдумов (статьи 5.2, 5.5-5.13, 5.15-5.25 КоАП РФ), ограничение конкуренции (статья 14.9 КоАП); нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (статья 19.9 КоАП) и др. В результате у экспертов GRECO сложилось представление о наличии якобы параллельных систем (административного и уголовного производства), создающих возможности для злоупотреблений, например, в целях увода виновных от уголовного преследования".
Отчитываясь о выполнении этой рекомендации Россия указала, что в содержащееся в ст.1 ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" в определение коррупции включены названия статей Уголовного кодекса РФ. Единственным видом правонарушения коррупционной направленности, за которое предусмотрена административная ответственность, является незаконное вознаграждение от имени юридического лица – статья 19.28 КоАП РФ.
На заседании GRECO было высказано предложение прямо указать в ФЗ "О противодействии коррупции" на то, что коррупционные проявления будут, прежде всего, рассматриваться как преступления.
"Во втором случае не удалось убедить GRECO в том, что введение статьи 19.28 КоАП РФ позволяет выполнить соответствующую рекомендацию. По Россия представила наработанные в практике органов прокуратуры примеры, когда руководитель организации привлекался к уголовной ответственности по статье 291 УК РФ за дачу взятки (в целях получения незаконной выгоды для своей организации), а сама организация – к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ", — заявил Буксман, отметив, что в качестве основного замечания было указано на отсутствие в законе четкой привязки административной ответственности юридических лиц к совершению их работниками коррупционных преступлений. Для выполнения этой рекомендации, эксперты GRECO указали на необходимость в диспозиции и названии статьи 19.28 КоАП РФ сделать ссылки на преступления, предусмотренные статьями 291 (дача взятки) и 201 (коммерческий подкуп) УК РФ.
Как подчеркнул Александр Буксман, 15 рекомендаций GRECO были частично реализованы, эксперты ссылались на тог, что принятые меры ввиду относительной новизны и недостаточной апробированности на практике трудно поддаются оценке на предмет эффективности.
По большинству таких рекомендаций GRECO отмечено, что необходимо не только обеспечить наличие соответствующего нормативно-правового инструментария, но и добиться полного и результативного его применения на практике.
"Так, рекомендацией XVII России предписывается, помимо принятия законодательства о доступе к информации о деятельности государственных органов, реализовать необходимые меры по обеспечению его осуществления в рамках всей системы государственного управления, включая надлежащий контроль за его исполнением. GRECO признано, что принятие фз от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ „Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления“ и от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ „Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации“ обеспечивает реализацию первой части указанной рекомендации", — сказал первый замгенпрокурора.
Для полного выполнения ряда рекомендаций (XI, XIV, XXI и др.) необходимо продолжить работу по внесению изменений в законодательство РФ. В частности, следует завершить корректировку законодательства с целью устранения содержащегося в статье 575 Гражданского кодекса (ГК) РФ правового обоснования принятия государственными служащими подарков в связи с исполняемыми ими служебными полномочиями; обеспечения конфискации доходов от всех коррупционных преступлений; дополнительного сокращения круга лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Для завершения работы по некоторым рекомендациям потребуется принятие дополнительных организационных мер. Так, для реализации рекомендации III был внедрен механизм мониторинга практических результатов принимаемых антикоррупционных мер в различных сферах, включая изменение уровня коррупции в них с течением времени. Вместе с тем GRECO указано на необходимость обеспечить участие в этом процессе гражданского общества и предоставить возможность его представителям выражать свое мнение относительно результатов мониторинга.
GRECO создана в 1999 году для реализации международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Изначально в GRECO входило 17 государств-участников Совета Европы. Сейчас их уже 49 (48 государств Европы и США), причем 48-й участник (Сан-Марино) присоединился к GRECO 13 августа 2010 г., а 49-й (Беларусь) – в конце прошлого года. GRECO помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет площадку для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции.