Генпрокуратура РФ предложила Ростехнадзору отозвать незаконное разъяснение, касающееся права на лимиты по сбросам загрязняющих веществ, сообщила сегодня пресс-служба Генпрокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации провела проверку законности направления разъяснений Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в свои территориальные органы по вопросу установления временно согласованных нормативов (лимитов) на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в рамках процедуры выдачи разрешений на сбросы веществ (письмо от 20.08.2010 № 00-07-12/4134).
Данными разъяснениями территориальным органам Ростехнадзора фактически поручено осуществлять установление лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, что является незаконным.
Пунктом 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основании разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды (ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Служба не наделена полномочиями по установлению лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Такими функциями наделено Федеральное агентство водных ресурсов в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей".
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Вместе с тем разъяснения Службы направлены в территориальные органы после принятия названного указа.
Таким образом, действующие нормативные правовые акты не предоставляют органам Ростехнадзора прав на установление и утверждение лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Письмом Службы также рекомендуется исчислять плату за сбросы сверх установленных нормативов в случае отсутствия у природопользователя соответствующего разрешения на сбросы в пределах лимитов без применения повышающих коэффициентов, что противоречит действующему Порядку определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.
В соответствии с п. 6 данного Порядка, при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на сброс вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей среды определяется с применением пятикратного повышающего коэффициента к соответствующим ставкам платы за загрязнение. Оснований для применения иного порядка исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в данном случае действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, направление вышеуказанного письма не соответствует требованиям действующего законодательства, является превышением установленных полномочий Ростехнадзора и может привести к необоснованному снижению размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поступающих в бюджеты всех уровней.
В связи с изложенным Генеральная прокуратура Российской Федерации предложила Ростехнадзору отозвать незаконное разъяснение.