Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин сегодня представил в виде законопроекта ранее озвученную им идею о введении уголовной ответственности для юридических лиц за совершение преступлений. Таким образом Россия может выполнить еще одну рекомендацию организации Совета Европы "Греко". Вступить в силу данный закон, по мнению его авторов, должен уже с 1 июня 2011 года. Кроме того, документ предусматривает уголовную ответственность за создание фирм-однодневок, о которой говорил на заседании Совета по противодействию коррупции Президент Дмитрий Медведев.
С текстом законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц" можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.
Эффективность административных взысканий поставлена под сомнение
Обосновывая необходимость введения в России самостоятельного правового института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц, Бастрыкин заявил, что "в России окончательно сформировался качественно новый вид преступности – преступность юридических лиц". "Как показала практика, действующий механизм привлечения юридических лиц к административной ответственности за причастность к преступлению неэффективен. На фоне тотальной коррупции в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд по фактам причастности юрлица к корпоративной коррупции за три года к административной ответственности были привлечены лишь немногим более 20 организаций. Законодательство не позволяет эффективно противодействовать и противоправной деятельности фирм-однодневок, которые широко используются в преступных схемах противоправного завладения активами компании и их последующего отмывания", — говорит глава СК РФ.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в Уголовном кодексе РФ отсутствуют санкции за причастность юрлица к преступлению. Они (санкции) содержатся лишь в законодательстве об административных правонарушениях. При таком подходе участие физлица в преступлении рассматривается как общественно опасное деяние, а юрлица – лишь как административный проступок, что не соответствует той общественной опасности, которая возникает при участии в преступном событии юридического лица, воля которого направлена на достижение преступного результата. Кроме того, по мнению авторов законопроекта, такой подход не соответствует и статье 1 УК РФ, которая устанавливает принцип строгой кодификации уголовного законодательства России, то есть определяет, что единственным его источником является Уголовный кодекс РФ.
Юрлиц будут предупреждать, штрафовать и ликвидировать
Законопроект предполагает дополнение раздела VI действующей редакции УК РФ главой 152, которая регламентирует меры уголовно-правового характера в отношении юрлиц. Так, предлагаемая статья 1047 определяет меры уголовно-правового характера. В качестве основных видов мер уголовно-правового характера будут применяться предупреждение, штраф, принудительная ликвидация, запрет на осуществление деятельности в России. Как дополнительные виды мер уголовно-правового характера будут применяться лишение лицензии, квоты, преференций или льгот и лишение права заниматься определенным видом деятельности.
В частности, в законопроекте указано, что "кратный штраф не может превышать пятикратный размер стоимости полученного юрлицом в результате преступления дохода или предотвращенного в результате преступления убытка либо стоимости приобретенного в результате преступления имущества. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа юрлицом, признанным причастным к тяжкому или особо тяжкому преступлению, этот вид меры уголовно-правового характера по решению суда может быть заменен на меру уголовно-правового характера в виде принудительной ликвидации".
Лишение права заниматься определенным видом деятельности будет состоять в установлении на срок от одного года до пяти лет запрета юрлицу заниматься одним или несколькими видами деятельности. Лишение права заниматься определенным видом деятельности назначается по отношению к тому виду деятельности, при осуществлении или в связи с осуществлением которого было совершено преступление.
Запрет на осуществление деятельности в России будет назначаться образованному за пределами РФ и осуществляющему свою деятельность в России юрлицу, если его работа в России была сопряжена исключительно с совершением или сокрытием преступления либо сокрытием его последствий. При назначении запрета на осуществление деятельности на территории Российской Федерации суд в целях защиты и восстановления нарушенных преступлением имущественных прав потерпевшего вправе признать недействительными сделки, заключенные на территории России юрлицом, применив к таким сделкам предусмотренные гражданским законодательством последствия недействительности ничтожной сделки.
Принудительная ликвидация также будет применяться к юрлицам, чья деятельность была сопряжена исключительно с совершением или сокрытием преступления либо сокрытием его последствий в России, либо юрлицу, уставной (складочный) капитал которого более чем наполовину сформирован из имущества, полученного в результате совершения преступления. При назначении принудительной ликвидации суд в целях защиты и восстановления нарушенных преступлением имущественных прав потерпевшего вправе признать недействительными сделки, заключенные ликвидируемым юрлицом в целях совершения или сокрытия преступления. Имущество ликвидированного юрлица, оставшееся после удержания обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды и удовлетворения заявленных исковых требований, безвозмездно обращается в доход государства.
В России появятся судимые и несудимые юридические лица
Предлагается ввести в УК статью 10415(Судимость юридического лица), согласно которой юрлицо, признанное причастным к преступлению, считается судимым со дня вступления решения судав законную силу до момента погашения или снятия судимости. Юридическое лицо, освобожденное от мер уголовно-правового характера, считается несудимым.
Судимость погашается в отношении юрлиц, признанных причастными к преступлению небольшой или средней тяжести, по истечении года после исполнения в полном объеме обязанностей, связанных с назначенной мерой уголовно-правового характера.
В отношении юрлиц, признанных причастными к тяжкому преступлению, судимость погашается по истечении двух лет после исполнения в полном объеме обязанностей, связанных с назначенной мерой уголовно-правового характера.
Юрлица, признанные причастными к особо тяжкому преступлению, смогут погасить судимость по истечении трех лет после исполнения в полном объеме обязанностей, связанных с назначенной мерой уголовно-правового характера.
По истечении половины срока судимости по ходатайству юрлица суд может снять с него судимость, если оно в этот срок осуществляло активную общественно-полезную деятельность (благотворительность, меценатство, патронаж), не было привлечено к административной ответственности, и ему не была назначена иная мера уголовно-правового характера. При этом погашение или снятие судимости юридического лица аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.