ПРАВО.ru
Новости
6 апреля 2011, 23:28

Госдума приняла поправки в закон о госзакупках, хотя они "не решают всех проблем"

Госдума приняла поправки в закон о госзакупках, хотя они "не решают всех проблем"

Сегодня Госдума приняла в первом чтении законопроект о поправках в закон о госзакупках (ФЗ-94), внесенный на минувшей неделе Правительством РФ. Документ предлагает прописать правила установления начальной (максимальной) цены контракта, а также расширить финансовые гарантии заказчиков, если цена контракта составляет более 50 миллионов рублей. Однако Минэкономразвития РФ признает, что эти поправки не позволят качественно изменить ситуацию.

Законопроект № 524424-5 "О внесении изменений в ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“  был внесен в нижнюю палату парламента 1 апреля. С текстом законопроекта к первому чтению можно ознакомиться в СПС „Право.Ru“ здесь.

Напомним, что разработкой предложений по совершенствованию в сфере госзакупок занимались ФАС России и Минэкономразвития. Однако два ведомства разошлись во мнениях, а именно: ФАС России предлагало внести поправки в действующий закон 94-ФЗ, а Минэкономразвития предложило принять новый закон „О федеральной контрактной системе“, создав систему, которая действует в некоторых странах, в частности, в США. В законопроекте отражены позиции, по которым у ведомств не было разногласий.

Официальный представитель Правительства РФ, заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев заявил в Госдуме, что "законопроект носит характер (решения) неотложных задач". По его словам, поправки направлены на повышение качества закупаемой продукции и усиление контроля за показателями поставляемого товара.

Председатель Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум отметил, что "данный законопроект не решает, к сожалению, все те вопросы и проблемы, которые существуют в сфере госзаказа. Законопроект – это пока первая ласточка, он вносит точечные поправки". При этом депутат отметил, что у комитета к законопроекту имеются определенные замечания, которые могут быть учтены при доработке ко второму чтению. В частности, как отметил, Шаккум, "необходимо уточнить нормы о поставке товаров улучшенного качества или в больших объемах, в каком порядке будет осуществляться сопоставлении соответствующих товарных групп".

В случае принятия законопроекта, в 94-ФЗ может появиться новая статья 191, которая будет регламентировать установление начальной (максимальной) цены контракта. Она будет определять, что „источниками информации о ценах на товары (работы, услуги) могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр государственных и муниципальных контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты исследований рынка и иные источники информации“. Кроме того, заказчик сможет произвести собственные расчеты такой цены. При этом в конкурсной документации заказчик должен будет указать источники информации, на которые он опирался в своих расчетах.

В то же время Правительство РФ наделяется правом устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов на отдельные виды товаров (работ, услуг), в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах на товары (работы, услуги).

Законопроект предлагает увеличить финансовые для заказчиков – им разрешат устанавливать требования обеспечения указанной гарантии в размере от пяти до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если документация о торгах содержит требование о наличии гарантии на товар. Однако заказчик обязан выставить аналогичное требование, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 50 миллионов рублей. Соответствующие дополнения вносятся в 152 пункт части 4 статьи 22, пункт 11 части 3 статьи 41.6.

Кроме того, документ вводит в статью 9 ФЗ-94 новый пункт 67, согласно которому „при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, количественные и качественные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с характеристиками товара, указанными в контракте“.

В главе 6 ФЗ-94 появится новая статья 553  "Особенности размещении заказов по решению Правительства РФ", наделяющая Правительство РФ правом устанавливать особенности размещения конкретных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд. Также Правительство РФ наделяется правом по конкретному заказу определять необходимость установления в контракте условия о предъявлении встречных требований при исполнении государственного контракта.