Во вторник Пленум Верховного Суда России утвердил постановление (документ доступен здесь) о судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности, которое обсуждалось на Пленуме ВС 9 июня (мы писали об этом здесь). В постановлении признается допустимой критика политических организаций и религиозных объединений, а также идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев. Терпимее к негативным отзывам должны быть и госслужащие: как говорится в постановлении, этого требуют международные обязательства России и решения ЕСПЧ.
В своих решениях Страсбургский суд неоднократно указывал, что "политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной дискуссии и критики в СМИ". Пределы критики, допустимой в отношении политиков и чиновников, намного шире, чем в отношении частных лиц, указывает Верховный суд. Поэтому даже резко негативные отзывы в их адрес не могут априори трактоваться как "действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц", говорится в постановлении.
Также не подпадают под "экстремистскую" 282 статью УК РФ (возбуждение ненависти или вражды) суждения и умозаключения в научных и политических материалах, в которых указывается на проявления межнациональной, межконфессиональной и иной социальной напряженности.
Важным условием при этом является отсутствие у говорящего или пишущего цели возбудить ненависть или вражду или унизить достоинство человека или группы лиц. С другой стороны, под действие ст. 282 УК подпадает распространение материалов из списка запрещенных материалов Минюста с целью возбуждения ненависти или вражды.
Также Пленум ВС высказал свое мнение по сложным случаям, когда непонятно – подлежит ли конкретное "экстремистское" правонарушение административной ответственности или уголовной. Например, участие в работе организации, чья деятельность приостановлена по обвинению в экстремизме, предусматривает ответственность по ст. 20.28 КоАП ("организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности"). А вот участие в запрещенной организации уже должно квалифицироваться по ст.282 УК РФ.
Также Верховный суд обратил внимание судов, что для признания какой-либо группы "экстремистским" сообществом не требуется дожидаться предварительного судебного решения о запрете или ликвидации этого объединения. В то же время, ответственность членов такой организации наступает с того самого момента, когда они объединились с экстремистскими целями, а не с момента, когда они на кого-нибудь напали или совершили другое противоправное действие.