Минфин РФ представил на своем сайте проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31.1 и 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", касающийся права на получение компенсации за счет казны РФ за утрату права собственности на жилое помещение. С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Федеральный закон), собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, в случае, если по не зависящим от указанных лиц причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению, имеет право на разовую компенсацию за счет казны Российской Федерации.
Как отмечают разрабочики законопроекта, в настоящее время, с одной стороны, существенно выросло количество сделок с жилой недвижимостью, а с другой, в частности, отменена обязательность нотариального удостоверения сделок по купле-продаже жилой недвижимости, нет специальных требований к лицам, осуществляющим риелтерскую деятельность.
Участники сделок с недвижимостью, как правило, не в состоянии проводить всеобъемлющую проверку чистоты прав на предмет сделки. Существует множество незарегистрированных прав, незарегистрированных ограничений прав, незарегистрированных правопритязаний, которые и без регистрации являются действительными, а также технических ошибок. Существует определенный риск неполучения актуальных сведений о наличии отдельных видов зарегистрированных ограничений (обременении) прав, записи о которых вносятся в ЕГРП на основании документов, поступивших из суда, от судебных приставов исполнителей, иных уполномоченных органов (о заявленных в судебном порядке требованиях; о признании гражданина – собственника недееспособным, ограниченно дееспособным, о наложении ареста на жилое помещение, о запрещении собственнику распоряжаться им; о запрете территориальному органу Росрегистрации производить государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение), поскольку данное обстоятельство зависит от наличия и объема сведений, предоставляемых в территориальный орган Росрегистрации данными органами, а также от сроков их представления.
По мнению Минфина, в указанной ситуации реализация норм статьи 31.1 Федерального закона о праве собственника жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестного приобретателя, от которого было истребовано жилое помещение, на компенсацию за счет казны РФ может привести к злоупотреблениям, негативно сказаться на стабильности рынка недвижимости и привести к значительным потерям бюджета, так как выплата компенсаций приобретет массовый характер.
В то же время существует значительная часть социально незащищенных граждан (пенсионеры, несовершеннолетние и т.д.), для которых утрата единственного пригодного для проживания жилого помещения, с учетом того, что вступившее в законную силу решение суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного имущества, не исполнено в течение длительного срока, может вылиться в потерю социального статуса и невозможность участия в гражданской жизни общества в качестве равноправных, полноценных членов.
Кроме того, нормы статьи 31.1 Федерального закона порождают неравенство прав пострадавших граждан, поскольку не имеют право на компенсацию граждане, получившие ничтожные по размеру суммы с причинителя вреда.
Учитывая изложенное, при сложившейся в РФ системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество выплата разовой компенсации из бюджета Российской Федерации гражданам — собственникам единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, которые не вправе истребовать его от добросовестных приобретателей, а также добросовестным приобретателям, от которых было истребовано единственное пригодное для проживания жилое помещение, может осуществляться исключительно в целях реализации социальной функции государства.
В соответствии с нормами Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебные приставы не имеют права прекратить исполнительное производство в случае выплаты предусмотренной статьей 31.1 Федерального закона компенсации, что означает право взыскателя осуществить в дальнейшем взыскание суммы по исполнительным документам с должника в размере, присужденном судом.
Данное положение, указывают разработчики законопроекта, может привести к тому, что отдельные взыскатели смогут сознательно моделировать ситуацию, при которой они будут иметь право на получение компенсации, а в дальнейшем еще и взыскивать вред с должника, т.е. получать двойное возмещение вреда. При этом законодательно также не установлен механизм перехода к государству права требования о возмещении вреда, которое имел взыскатель к лицу, которое нанесло ущерб собственнику жилого помещения, механизм вступления государства в процессуальное правопреемство при выплате компенсации.
Законопроект направлен на устранение данных пробелов в действующем законодательстве. Так, согласно законопроекту право на компенсацию получают собственники единственных пригодных для постоянного проживания жилых помещений, которые не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестные приобретатели, от которых было истребовано единственное пригодное для проживания жилое помещение, в случае, если по не зависящим от указанных лиц причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им должником вреда, причиненного в результате утраты права собственности на указанное имущество: взыскание по исполнительному документу не производилось и исполнительный документ возвращен взыскателю по основаниям, установленным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"; взыскание по исполнительному документу произведено в размере, не превышающем один миллион рублей.
Минфин РФ получит право предъявить регрессное требование к юридическому или физическому лицу, по вине которого допущено нарушение.
Выплата компенсации будет осуществляется на основании решения суда о выплате Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на указанное имущество, Минфином России в порядке, установленном бюджетным законодательством для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации.