Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа представил на своем сайте обобщение судебной практики рассмотрения споров с участием государственных внебюджетных фондов.
В обобщении проанализированы дела, рассмотренные в 2010-м и в первом квартале 2011 года, а также приведена правовая позиция ФАС ВВО по конкретным делам. (Государственными внебюджетными фондами РФ, напомним, являются: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также территориальные фонды ОМС).
Так, по делу № А28-3264/2010 отмечается, что взыскание недоимки и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в части, не урегулированной специальными актами, должно производиться в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Фонд обязательного медицинского страхования обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с органа местного управления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000–2003 годы.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 (далее – Положение).
В пункте 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положением и иными специальными актами не установлен срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
На основании системного толкования статей 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации проверка соблюдения Фондом обязательного медицинского страхования срока давности взыскания пеней должна осуществляться в отношении каждого дня просрочки. При этом общий срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании пеней в суд, исчисляется исходя из трех составляющих: срока для предъявления требования (три месяца), срока для добровольного исполнения требования и срока для предъявления заявления о взыскании в суд (шесть месяцев).
Исходя из даты обращения Фонда обязательного медицинского страхования в арбитражный суд, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки для взыскания пеней истекли; ходатайство о восстановлении пропущенного срока Фонд обязательного медицинского страхования не заявлял, в связи с этим в удовлетворении его требования было отказано.
С полным текстом обобщения судебной практики рассмотрения споров с участием государственных внебюджетных фондов ФАС ВВО можно ознакомиться здесь.