Госдума приняла сегодня в первом чтении третий пакет президентских поправок по либерализации Уголовного кодекса РФ. Согласно этому документу, впервые совершившие преступление экономической направленности смогут избежать уголовной ответственности, если возместят ущерб и перечислят в федеральный бюджет возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба. Кроме того, наказание в виде лишения свободы суды смогут назначать совершившим впервые преступление небольшой тяжести только при наличии отягчающих обстоятельств.
Законопроект № 559740-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес 7 июня 2011 года президент России Дмитрий Медведев. С текстом документа можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.
Суды наделят полномочиями изменять категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию
В целях индивидуализации наказания и вынесения справедливых приговоров предлагается наделить суд полномочием изменять категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления. Такое изменение будет возможным при наличии смягчающих обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств.
Также вводится новый вид наказания – принудительные работы, которые станут альтернативой лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые некоторых тяжких преступлений. При этом при назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.
Принудительные работы будут заключаться в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Такие исправительные центры должны появиться в России к 2013 году, когда суды смогут назначать такой вид наказания.
Суд сможет назначать принудительные работы на срок от двух месяцев до пяти лет, из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.
Осужденные к принудительным работам будут жить в общежитиях, в которых будет установлен особый распорядок
При этом представляя законопроект, полномочный представитель Президента РФ в Госдуме Гарри Минх отметил, что затраты на создание одного исправительного центра в зависимости от территорий будут составлять около 70 млн руб. в год. На первоначальном этапе планируется создать 30 таких центров. Он также подчеркнул, что лимит наполнения таких центров будет около 200 человек.
Зампредседателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров в свою очередь отметил, что исправительные центры будут состоять из общежития, в котором будет установлен особый распорядок. "Но при этом люди, находящиеся там, работают на предприятиях любой формы собственности. Утром выходят, работают 8 часовой рабочий день и вечером возвращаются в общежитие. Если человек исправляется, то по решению администрации он может жить с семьей отдельно и приходить регистрироваться в исправительный центр", — сказал Назаров, отметив, что в целом затраты на реализацию данного законопроекта составят 8,725 млрд руб.
Кроме того, увеличивается в два раза с 240 до 480 часов максимальный срок обязательных работ в части 2 статьи 49 УК РФ. При этом в случае злостного уклонения осужденного от них, наказание ему может быть заменено не только на лишение свободы, но и на принудительные работы.
Устанавливается, что исправительные работы суд сможет назначать осужденным, как не имеющим, так и имеющим основное место работы. Последние будут отбывать исправительные работы по основному месту работы.
Впервые совершившие преступление смогут рассчитывать на мягкость наказания при отсутствии отягчающих обстоятельств
В целях гуманизации уголовной политики предлагается дополнить статью 56 УК РФ (Лишение свободы на определенный срок) предложением, согласно которому наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств. Однако это правило не будет распространяться на совершивших преступления, предусмотренные частью 1 статьи 228, частью 1 статьи 231 и статьей 233 УК РФ, или когда в статьях Особенной части УК РФ лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания.
За экономические преступления придется расплачиваться не свободой, а пятикратным возмещением суммы причиненного ущерба
Впервые совершившие преступление экономической направленности смогут избежать уголовной ответственности абсолютно на законных основаниях. Однако для этого придется полностью возместить ущерб, если человек обвинялся в неисполнении обязанностей налогового агента, уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физлица, уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статьи 198-199.1 УК РФ).
Не только возместить ущерб, но и перечислить в федеральный бюджет возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба придется для того, чтобы избежать уголовной ответственности, предусмотренной частями первыми статей 171, 171.1, 172, 185, 185.2, 185.4, 194, а также частью 2 статьи 176, частями 1 и 2 статьи 180, частями 3 и 4 статьи 184, статьями 177, 185.1, 185.3, 193, 195 — 197 и 199.2 УК РФ.
Клевета и оскорбление перестают быть уголовным преступлением
Оскорбление, клевета, в том числе в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, перестанет быть уголовным преступлением и станет административным правонарушением. В частности, в КоАП появится статья 5.59. "Клевета", согласно которой распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию будет наказываться штрафом в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей для граждан, от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц, от 100 до 200 тыс. руб. – для юрлиц.
За клевету в публичном выступлении, или СМИ штрафы будут больше: для физлиц — от двух до трех тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тыс. руб., для юрлиц — от 200 до 3000 тыс. руб.
Схожие штрафы предусмотрены и за оскорбление (статья 5.60). Для граждан устанавливается штраф в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; для должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб., для юрлиц — от 50 до 100 тыс. руб. За оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, в СМИ наказание будет строже: для граждан штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тыс. руб., для юрлиц — от 100 тысяч до 500 тыс. руб.
Также в КоАП появится статья 17.16. "Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя".
За клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде будет назначаться наказание в виде штрафа для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тыс. руб., для юрлиц — от 100 до 300 тыс. рублей.
За аналогичные действия, совершенные в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта предусмотрены штрафы для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тыс. руб., для юрлиц — от 100 до 300 тыс. руб.
Спорную статью о контрабанде могут признать утратившей силу
Законопроектом предлагается статью 188 УК РФ (контрабанда) признать утратившей силу. В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, не является преступлением. Такая контрабанда, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты таможенных платежей. Ответственность за это в полной мере предусмотрена статьей 194 УК РФ. Контрабанда оружия, наркотиков, других запрещенных к обороту предметов никоим образом не является преступлением экономической направленности, и соответствующие положения не должны располагаться в главе УК РФ, устанавливающей ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.
В связи с этим предлагается дополнить главу 24 "Преступления против общественной безопасности" статьей 226.1 "Контрабанда", предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо госграницу России с государствами — членами Таможенного союза предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения. Наряду с этим, предлагается дополнить УК РФ статьей 229.1, устанавливающей ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и инструментов, используемых для их изготовления.