В Таджикистане в начале ноября ожидается оглашение приговора российскому летчику Владимиру Садовничему и его эстонскому коллеге Алексею Руденко, обвиняемым в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде. Вчера гособвинитель потребовал признать их виновными по всем пунктам, пишет "Коммерсант". Содержашемуся в течении полугода в сизо гражданину РФ грозит 15 лет лишения свободы.
Весной 20111 года два самолета Ан-72 российской компании Rolkan investmens Ltd по договору с правительством Афганистана занимались перевозкой продуктов и гуманитарной помощи. После истечения контракта в марте 2011 года летчикам было предписано освободить стояночную территорию аэропорта Кабул. 12 марта экипажи загрузили в самолеты техническое имущество, в том числе запасной двигатель, и личные вещи, а затем, получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном, вылетели в сторону аэропорта Курган-Тюбе. Однако в точке пересечения границы диспетчер "Таджикаэронавигации" заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолет должен вернуться в Кабул.
Между тем, действующий в военном режиме аэропорт Кабула мог не сразу принять самолеты, а топлива на ожидание в воздухе посадки не было. Поэтому командир экипажа головного Ан-72 Владимир Садовничий, руководствуясь международным воздушным кодексом, в целях безопасности членов экипажа и самолета принял решение о запросе вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе. Так же поступил командир второго самолета Алексей Руденко. Соответствующее разрешение было получено, однако после приземления оба экипажа были без предъявления каких-либо обвинений задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности Таджикистана. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая командиры самолетов арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде. Наказание по этим статьям предусматривает тюремное заключение сроком до 15 лет.
Обвиняемые с самого начала категорически отрицали свою вину. Они заявляют, что разрешение на пересечение границы было получено ими по всем правилам и после посадки в Курган-Тюбе передано официальным лицам. Что же касается контрабанды, то обвинение считает ею полуразобранный авиационный двигатель, который экипажи использовали для ремонта своих воздушных судов. К тому же после посадки в Курган-Тюбе оба самолета осмотрели таможенники и составили акт об отсутствии на борту контрабандных и запрещенных предметов. Однако в КНБ Таджикистана посчитали иначе.
Сразу же после инцидента адвокат и работодатели летчиков безуспешно пытались привлечь к происходящему внимание посольства РФ в Душанбе. Представитель Rolkan investmens Ltd Валерий Пфефер рассказал, что гендиректор компании полгода назад обратился в посольство РФ. "Он простоял у посольства трое суток и, не добившись приема, опустил жалобу в ящик для писем", — сообщил Пфефер. В МИД РФ ситуацию с летчиками комментировать отказались. Собеседник "Коммерсанта" в ведомстве, знакомый с ходом процесса, который начался 6 октября, сообщил лишь, что "сотрудник консульского отдела посольства РФ в Душанбе присутствует на заседаниях суда". "Мы отслеживаем ситуацию и делаем все, чтобы интересы нашего гражданина не пострадали", — добавил дипломат.
Однако, по словам очевидцев, хотя представитель посольства в суде действительно присутствовал, вплоть до начала процесса судьбой Владимира Садовничего дипломаты не интересовались, да и на самом процессе участия с их стороны не чувствовалось.