ПРАВО.ru
Новости
20 января 2012, 15:39

Российским участникам ряда коммерческих сделок позволят выбирать право любого государства

Российским участникам ряда коммерческих сделок позволят выбирать право любого государства

На сегодняшнем заседании Президиума Правительства РФ будет рассмотрен проект федерального закона, позволяющий российским участникам коммерческих сделок, касающихся авиаоборудования, договориться с контрагентом о выборе права любой страны, в рамках которого будут регулироваться их договорные отношения, сообщает правительственная пресс-служба.

Законопроект "О заявлении РФ в связи с Протоколом по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования" предусматривает применение Российской Федерацией положений статей VIII и XIII Протокола по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.

Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования" предусматривает присоединение к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу с рядом заявлений, позволяющих российским авиапроизводителям, авиаперевозчикам и финансовым организациям получить определенный положительный экономический эффект (гарантии и скидки) при осуществлении сделок (покупка/продажа/лизинг) с авиаоборудованием.

Целью законопроекта является создание условий для получения российскими участниками сделок с авиационным оборудованием, использующими обеспечительный механизм международных гарантий, предусмотренный Конвенцией и Протоколом, максимально возможных скидок по кредитам, предоставленным в целях финансирования таких сделок.

В соответствии с пунктом 1 статьи XXX Протокола договаривающееся государство может при его ратификации, принятии, утверждении или присоединении заявить, что оно будет применять любую одну или несколько из статей VIII, XII и XIII Протокола. При этом согласно пункту 1 статьи XXXIII Протокола любое государство-участник может сделать последующее заявление в любое время после даты вступления в силу для него Протокола путем уведомления об этом депозитария. Учитывая, что Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 сентября 2011 года, Россия вправе сделать заявления о применении статьи VIII Протокола.

Статья VIII Протокола закрепляет право сторон в сделке договориться относительно применимого права, то есть выбрать право любого государства, в соответствии с которым должны регулироваться полностью или частично их договорные отношения.

Это отличается от положений Гражданского кодекса, в соответствии со статьей 1213 которого к договорам в отношении находящегося на территории страны недвижимого имущества, к которому относятся и воздушные суда, безоговорочно применяется только российское право.

Изменение этого принципа возможно. Так, уже сейчас к абсолютному большинству сделок с иностранным элементом применимо, если стороны об этом договорились, иностранное право, и это не является препятствием для рассмотрения споров, возникающих из таких сделок, в российских судах.

В соответствии со статьей XIII Протокола должник выдает кредитору безотзывное полномочие на дерегистрацию и вывоз авиационного объекта. Лицо, в пользу которого выдано такое безотзывное полномочие, является единственным лицом, которое вправе обращаться по вопросу исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также добиваться вывоза и физического перемещения авиационного объекта с территории страны, на которой он находится, в случае нарушения контрагентом своих договорных обязательств.

Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Воздушный кодекс, ряд актов Правительства и Минтранса России с целью создания механизма исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (дерегистрации) на основании безотзывного полномочия на дерегистрацию и вывоз, а также регистрации уполномоченным государственным органом безотзывного полномочия на дерегистрацию и вывоз.

"Изменения таможенного законодательства не потребуется. Однако реализация указанных положений Протокола предполагает со стороны бизнес-сообщества выработку практики договорных отношений с иностранными участниками, осуществляющими финансирование/кредитование соответствующих сделок", — отмечают разработчики законопроекта. Так, в соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные лица могут осуществлять ввоз товара только в случае наличия у них права распоряжения товарами в отсутствие внешнеэкономической сделки. В этой связи положение статьи XIII в части вывоза авиационного объекта иностранным лицом с таможенной территории Таможенного союза может быть реализовано, только если договор (контракт), в обеспечение которого было выдано "безотзывное полномочие", расторгнут.

С учетом Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" предусмотренное законопроектом заявление оформляется посредством федерального закона.