Сегодня Мосгорсуд рассматривал дело о продлении ареста Сергею Демину, московскому чиновнику, обвиняемому во взяточничестве. Позиция стороны обвинения строилась на умозаключениях оперативника и следователя, но обвиняемому это традиционно не помогло, хотя и сторона обвинения не добилась всего, чего хотела. Впрочем, финал слушаний был необычным.
Директор государственного бюджетного учреждения "Жилищник" Сергей Демин оказался под подозрением в коррупции после того, как при получении взятки с поличным был пойман его друг, гендиректор госучреждения "Дирекция единого заказчика по сантехническим работам" Сергей Федосов. Их обоих следствие считает участниками коррупционной схемы, которая позволяла двум этим чиновникам получать "откаты" при заключении договоров на уборку общественных туалетов. Об их аресте Следственный комитет сообщил в марте 2011 года, отметив, что с января по сентябрь 2010 года обвиняемые незаконно получили 4,5 млн руб.
Впоследствии Федосов начал сотрудничать со следствием, полностью признал свою вину, а Демина неизменно называл своим сообщником. В результате он был освобожден под подписку о невыезде, а Демин остался под арестом.
Суд неоднократно продлевал срок содержания Демина под стражей, при этом в январе 2012 года, при последней пролонгации ареста было ошибочно вынесено решение о содержании обвиняемого в СИЗО до 14 марта, хотя в ходатайстве следствия указывалось 14 апреля. На это решение адвокаты Демина подали апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что никаких фактических обстоятельств, обуславливающих необходимость содержания подсудимого под стражей, представлено не было. Также суд, по их мнению, не учел того факта, что Демин прописан и проживает с семьей в Москве, не принял во внимание состояние здоровья обвиняемого и не проверил условий содержания в СИЗО, где он находится. Что касается и информации следствия о том, что в случае выхода на свободу обвиняемый может скрыться, то суд, как указали защитники Демина, проверять ее не стал, а просто поверил "голословным" заявлениям о том, что у него имеется недвижимость заграницей, хотя фактических данных в их подтверждение представлено не было.
Апелляционная инстанция Мосгорсуда рассматривала эту жалобу в понедельник, 27 февраля. На нем присутствовал сам обвиняемый, защищавший его интересы адвокат Павел Старовойтов, члены семьи и государственный обвинитель. Следователь, ведущий дело Демина, не приехал, сославшись в телефонограмме на занятость.
Прежде всего слово предоставили самому Демину, который, очевидно возмущенный уже почти годичным содержанием под стражей, говорил очень эмоционально. По его словам, никаких следственных действий по его делу не ведется, а все ходатайства следствия о необходимости его содержания в СИЗО не имели под собой ни одного подтвержденного аргумента. Также он напомнил суду, что является отцом пятерых детей, двое из которых несовершеннолетние, и пожаловался на тяжелые условия содержания и многочисленные болезни, которые он перенес за время пребывания под стражей, а также перелом руки. Была в его речи и полемика с мнением старшего уполномоченного Боева, который в своем рапорте ответил, что у Демина есть "физическая возможность оказывать давление на свидетелей". "Если были бы связи, я бы здесь не сидел", — сказал по этому поводу обвиняемый.
Кроме того, Демин указал на то, что защита неоднократно предлагала суду различные варианты решения вопроса о его выходе из СИЗО, в том числе с участием поручителей и под залог.
Адвокат Старовойтов в своем выступлении особо отметил, что в основе решения об очередном продлении срока ареста Демина лежит рапорт Боева, информация из которого не имеет прямых доказательств, а наличие у обвиняемого недвижимости в Черногории прямо опровергается материалами дела. Самое же главное, добавил Старовойтов, в том, что предварительное следствие уже проведено, необходимости в содержании обвиняемого под стражей не имеется, и есть все основания для избрания другой меры пресечения. На вопрос судьи о том, какой именно, адвокат указал на целесообразность выпуска Демина из под стражи под подписку о невыезде или под залог размером в 2 млн руб.
Также судьи интересовались тем, было ли подано ходатайство о проведении медицинского освидетельствования Демина. Выяснилось, что его действительно возили на обследование, в результате которого, по словам адвоката, был "сформирован некий документ", содержание которого защите и обвиняемому пока неизвестно.
Представитель обвинения ожидаемо не согласилась с доводами апелляции и подчеркнула, что у следствия имеются все основания полагать, что обвиняемый может скрыться в случае выхода на свободу. Также она ссылалась на рапорты Боева, в которых говорится о том, что Демин "может воспрепятствовать производству по делу". А довод о том, что его подельник Федосов находится под подпиской о невыезде, а потому так же можно поступить и с Деминым, прокурор назвала необоснованным, так как меры пресечения, применяемые к каждому фигуранту, являются индивидуальными. Кроме того, у следствия и обвинения было и свое требование к суду – устранить ошибку, допущенную в первой инстанции и продлить срок содержания Демина под стражей до 14 апреля 2012 года.
Финал слушаний был необычным: после того, как судьи удалились для принятия решения, полицейские выдворили родственников и прессу из зала заседаний, куда потом были приглашены судебные приставы. Члены семьи смогли узнать о решении суда лишь после того, как в коридор из зала вышел адвокат Старовойтов, который рассказал, что апелляционная жалоба была отклонена. Впрочем и прокуратура со Следственным комитетом не добились того, чего хотели — Демин пока оставлен в СИЗО до 14 марта.