Юридический факультет МГУ имени Ломоносова представил на своем сайте проект и концепцию федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании Российской Федерации", разработанные заведующим кафедрой конституционного и муниципального права юрфака, известным ученым-конституционалистом профессором Суреном Авакьяном.
Напомним, что 5 марта 2012 года Президент РФ Дмитрий Медведев поручил своей администрации разработать предложения по подготовке проекта федерального конституционного закона о созыве Конституционного Собрания. Действующая Конституция РФ предусматривает наличие такого закона, но за 20 лет он так и не был принят. Согласно Конституции, предусмотрен особый порядок пересмотра положения ее глав 1, 2 и 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"). В случае поддержки Госдумой и Советом Федерации предложения о пересмотре норм в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое в свою очередь либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой. Новый Основной закон страны принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.
Законопроектом профессора Сурена Авакьяна, в частности, предлагается относительно небольшая — 300 человек — численность Конституционного Собрания, а также такой порядок его формирования, который позволяет учесть существующие в России балансы интересов. В Конституционное Собрание предлагается включить три группы членов Конституционного Собрания — по должности, по избранию и по назначению.
По мнению автора законопроекта, по должности в Конституционное Собрание должны войти Президент РФ, Председатель, заместители Председателя, руководители комитетов Совета Федерации, Председатель, заместители Председателя, руководители фракций и депутатских групп, председатели комитетов Государственной Думы, Председатель и заместители Председателя Правительства РФ, Председатели Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ. Вхождение перечисленных лиц в состав Конституционного Собрания позволяет им отражать интересы соответствующих федеральных органов государственной власти в Конституционном Собрании, подключать свои мощные и квалифицированные аппараты к разработке новой Конституции.
В состав Конституционного Собрания предлагается, далее, включить по два представителя по избранию от каждого субъекта Российской Федерации. В принципе это означает, что по численности наибольшее число членов Конституционного Собрания будет от субъектов Российской Федерации. Это логично для федеративного государства, ощутимо увеличивает роль субъектов Российской Федерации и позволяет участвовать в процессе подготовки и принятия новой Конституции представителям всех регионов страны.
По назначению в состав Конституционного Собрания предлагается включить ученых-юристов, которые смогли бы взять на себя "основной труд разработки и шлифовки" проекта новой Конституции Российской Федерации. Кандидатов предлагают юридические вузы и научные учреждения, кандидатуры рассматривает специальная квалификационная комиссия, а утверждаются кандидаты этой группы указом Президента Российской Федерации.
Как считает разработчик законопроекта, такой состав Конституционного Собрания позволил бы объективно отнестись к принятию новой Конституции: первая группа представляла бы интересы государства в целом и государственного аппарата, а часть этой группы представляла бы в меру и партийно-политические интересы. Вторая группа представляла бы субъекты Российской Федерации. Третья группа (примерно 45-50 человек) объединяла бы тех, кто в состоянии довести текст Конституции до юридического совершенства. Причем она не должна быть очень большой, результат дается не числом, а квалификацией подобранных ученых-юристов", — подчеркивает профессором Авакьян.
Проектом предлагается относительно краткий период работы Конституционного Собрания — 6 месяцев. Прежде всего, предполагается, что инициатор пересмотра Конституции должен одновременно со своими предложениями представить текст проекта новой Конституции. Такая идея уже появлялась в одном думском варианте законопроекта, и автор законопроекта считает ее правильной. Если этот проект не устроит Конституционное Собрание, оно должно будет оперативно подготовить свой проект новой Конституции.
Также предлагается, чтобы Председателем Конституционного Собрания не было лицо из числа членов Конституционного Собрания по должности. Тем самым уменьшается влияние соответствующего административного ресурса на членов Конституционного Собрания. Внутри Конституционного Собрания не допускается создание фракций и иных организованных групп, с тем чтобы исключить организационную почву для политических, региональных и иных расслоений членов Конституционного Собрания (названные три группы членов Конституционного Собрания выступают как нечто целое при выдвижении кандидатур на должности заместителей Председателя Конституционного Собрания, а также имеют возможность сообща обсуждать какие-то положения проекта). Для работы над отдельными частями проекта Конституции члены Конституционного Собрания разбиваются на Секции, руководители секций составляют Рабочую группу, которая координирует работу над проектом. Обобщение предложений по существу концепции, предмета и содержания новой Конституции и итогов их обсуждения делает Редакционная комиссия Конституционного Собрания. Профессиональную оценку отдельных положений и в целом проекта Конституции дает Экспертная группа, состоящая из ученых-юристов — членов Конституционного Собрания.
И наконец, предлагается обязательное вынесение проекта новой Конституции Российской Федерации на всенародное обсуждение: "это будет способствовать лучшему осмыслению гражданами ее положений и внесению ими предложений по совершенствованию текста".
Автор законопроекта подчеркивает, что "не считает свой текст идеальным и надеется лишь на то, что хоть в какой-то мере он принесет пользу". По его словам "рано или поздно очевидны две перспективы: либо все равно придется принять данный федеральный конституционный закон и устранить явно искусственную преграду на пути реформирования Конституции Российской Федерации; либо же народ России поймет: стоящие у власти умышленно уклоняются от принятия данного акта, и тогда он, народ, на основе статьи 3 Конституции вправе выразить свою высшую, суверенную волю, путем сбора 2 миллионов подписей инициировать вынесение на референдум Конституции России, минуя сделанное нежизненным Конституционное Собрание, и принять всеобщим голосованием новый Основной Закон Российского государства".
С текстом законопроекта "О Конституционном Собрании Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.