Министр внутренних дел РФ выступил сегодня перед депутатами Государственной думы. Повестку дня неизбежно задавала трагедия в казанском полицейском участке "Дальний", где запытали до смерти задержанного, но Рашид Нургалиев продемонстрировал, что покаяний и добровольной отставки от него не дождешься. Он привел сомнительную статистику преступности на душу населения и на одного полицейского, как будто под диктовку повторил аргументы своего уволенного коллеги из Татарии и намекнул, что за рубежом ситуация еще хуже.
Сегодняшнего выступления Рашида Нургалиева в рамках "правительственного часа" в Госдуме ждали с нетерпением, депутаты рассчитывали услышать не просто отчет о ходе реформы, а объяснения, почему разных регионах страны полицейские издеваются над задержанными, и будут ли наказаны виновные.
Иной повестки дня и быть не могло, поэтому министр большую часть времени уделил как раз кадровой проблеме. Кратко рассказав о количестве прошедших и проваливших прошлогоднюю переаттестацию (875000 сотрудников системы МВД были переназначены, 5600 не рекомендованы для дальнейшего прохождения службы, еще 44000 самостоятельно приняли решение об увольнении), Нургалиев признал, что это не позволило очистить систему от нерадивых сотрудников. "Безусловно, что за пять месяцев, отведенных для переаттестации, полностью очистить такое большое ведомство, как МВД, просто невозможно. Поэтому то, что мы уже сделали – это только лишь начало очищения рядов, избавление от очевидно негодных сотрудников", — заявил Нургалиев.
После этого он заверил собравшихся, что одной переаттестацией очистка рядов не закончится. "1 августа 2011 [окончание переаттестации] — не должно восприниматься как последний и окончательный рубеж. Задача следующего периода [реформы МВД] жесткий контроль за каждым поступком действующих сотрудников, выявление и реагирование на минимальные признаки отклонения от норм закона и морали. Делать это мы будем, пока не убедимся в том, что сформировали качественно другой коллектив", — сказал он.
Однако слова Нургалиева о том, как проходила переаттестации в отделе полиции "Дальний" в Татарстане, вызывают сомнения в том, что и от "очевидно негодных" удалось избавиться. "На трех из четырех сотрудников "Дальнего" служба собственной безопасности МВД дала отрицательные рекомендации. Но аттестационной комиссии более убедительными показались положительные характеристики на кандидатов, составленные их непосредственными руководителем и поручительства", — заметил министр.
Далее последовали отсылки к объективным причинам существования преступности среди полицейских. По его словам, "многолетнее нахождение сотрудника в рабочем пространстве, основую часть которого составляет уголовная среда", оказывает "прямое негативное влияние на психологию наименее устойчивых сотрудников, ведут к их профессиональной деформации". А следующие его слова, по-видимому должны были свидетельствовать, что в его ведомстве понимают — это не норма. "Мы должны и будем стремиться быть лучше той среды, в которой вынуждены сегодня работать", — сказал Нургалиев, спровоцировав усмешку у некоторых депутатов.
Затем он продемонстрировал статистику, которая должна была, наверное, по его мнению, показать, что и сейчас полицейские лучше среды. "На 100000 взрослого населения России сегодня приходится 2000 преступлений в год, а на 100000 полицейских – 20 фактов противоправных деяний", — сказал он.
Стоит отметить, что это заявление выглядит, мягко выражаясь, весьма сомнительным. Если исходить из цифры "двадцать на сто тысяч", то получается, что на всю систему МВД должно выходить примерно 200 правонарушений в год. Эта цифра ни в коем случае не может быть признана соответствующей действительности, даже если говорится о возбужденных уголовных делах. Только в Краснодарском и Ставропольском краях в 2011 году было возбуждено 212 уголовных дел в отношении сотрудников органов внутренних дел.
К сожалению, никто из депутатов не успел произвести вычисления и задать министру вопрос: "А вы не ошиблись уважаемый?"
Выступление Нургалиева также показало, что в министерстве уже определились, как парировать критику тех, кто говорит о провале реформы МВД и ссылается на многочисленные случаи издевательств в отделениях полиции. Нургалиев назвал те же самые данные, на которые ссылался в интервью "Известиям" его бывший подчиненный — экс-глава МВД Татарстана Асгат Сафаров: в США только в 2011 году от рук полицейских погибло 140 человек, зафиксировано 4900 случаев превышения полицейскими полномочий, в них вовлечены 6600 сотрудников, обвинения предъявлены трети из них, а осудили тысячу. Чаще всего выявляется чрезмерное применение силы — это 23,8% случаев, незаконное задержание и обыски (10%), сексуальные преступления (9,3%), кражи (7,2%), убийства (0,5%). По словам Нургалиева, есть такие факты и в других странах, например, в Великобритании и Испании, "с которых нам первое время предлагали брать пример". "Аналогичные нелицеприятные случаи характерны для всех зарубежных полицейских организаций", — сделал он вывод.
Потом он сделал намек, что в России — может быть, даже лучше. "Несмотря на декларируемое отсутствие цензуры в зарубежных государствах, там существует целая система фильтров, препятствующая огласки такой информации. В то же время МВД России продолжает политику открытости в информировании общественности о неблаговидных действия. Мы понимаем, что в краткосрочной перспектике это создает репутационные проблемы, но в долгосрочной – воспитывает у личного состава и в обществе в целом нетерпимость к правонарушениям", — сказал он, а потом пожаловался депутатам на „чрезмерное информационное давление“ на сотрудников полиции. "Несмотря на официальные комментарии ведется активный поиск новых, не всегда соответствующих действительности, фактов, [происходит] их вольная, а зачастую неграмотная с правовой точки зрения интерпретация и используются слухи", — посетовал министр.
Заверения Нургалиева об "отсутствии в министерстве такого приказа или распоряжения, которые бы нацеливали на работу исключительно на количественные показатели", и как следствие "палочной системы", вызвали ропот среди депутатов. Эсер Геннадий Гудков попытался возразить министру и даже обвинил его в формальном подходе к работе. "Разве вы не знаете, что это ежедневная практика вашего министерства, каждого подразделения? Вы должны знать и контролировать, а вы говорите — приказов нет. Это формальный подход к делу, вы нас вводите в заблуждение", — возмутился Гудков и добавил, что партия "Справедливая Россия" обратится к президенту с просьбой об отставке министра внутренних дел.
Ответ Нургалиева был не менее эмоциональным: "Я человек, который никогда эмоций не высказывал, я только говорю фактами и доказательствами. А вы, к сожалению, говорите по этому вопросу только через призму ваших эмоций и хотелок".