Судебный фестиваль из-за Pussy Riot с песнями, дымом и яйцами - репортаж от здания Таганского суда

Сегодня Таганский райсуд Москвы решал вопрос о продлении ареста для участниц группы Pussy Riot – Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, которых обвиняют в так называемом "панк-молебне" (они вошли в Храм Христа Спасителя, натянули разноцветные маски и спели с амвона песню антиклерикального и антиправительственного содержания). Инкриминируется им хулиганство (до семи лет лишения свободы), но сами они себя виновными не признают, говорят, что не участвовали в акции.
 
Дело Pussy Riot стало сверхобсуждаемым. Одни увидели в акции чудовищное богохульство и кощунство, другие – невинную проделку или даже современное искусство. Одни выступают за максимально строгое уголовное наказание, другие считают те два месяца, что девушки уже провели в тюрьме, несоразмерной карой за их поступок.
 
Сторонники Pussy Riot попытались провести сегодня у таганского храма правосудия "судебный фестиваль", чтобы поддержать арестанток, но пришли туда и их противники, а "Право.Ru" представлял корреспондент Дмитрий Романов.

За полчаса до начала "фестиваля" на площадке перед судом доминировала полиция. "Если побегут – отрезай, как бритвой, отрезай", — учил человек в сером своего малоопытного коллегу, тот вдумчиво кивал. Правоохранители серьезно озаботились безопасностью будущих гостей мероприятия: были и рядовые полицейские, и ОМОН, и судебные приставы, и даже, зачем-то, сотрудники ГИБДД. Общую угрозу оценили в три автозака. 

Журналистов мероприятие тоже заинтересовало. Телевизионщики выставили камеры стратегической дугой напротив въезда в судебный двор, остальные же лениво прохаживались туда-сюда, читали twitter с мобильных устройств и спрашивали друг друга "А вы точно не участник фестиваля?"

Первые настоящие участники акции вызвали невероятный ажиотаж как у представителей СМИ, так и власти. Несколько молодых людей с лозунгами, выведенными на самодельных плакатах и футболках, были оперативно задержаны превосходящими силами полиции и вскоре скрылись за бордовыми шторками автобуса. Впрочем, они успели сказать пару слов о "преступной судебной власти" и "мужестве девушек из Pussy Riot". Кто-то в толпе отрецензировал эпизод, лаконично крикнув "Позор!"

Людей с плакатами полицейские окружали настолько стремительно, что сделать фотографию, не поднимая камеру над головой, было возможно, лишь решившись на хитрость. В данном случае — подслушать переговоры стражей порядка о координатах "готовящейся провокации" и успеть раньше полиции. Через считанные секунды девушка уже будет в автобусе.

Справедливо будет заметить, что задерживали и тех, кто в своем плакатном творчестве осуждал поступок Pussy Riot, требуя строгого наказания или покаяния.

Тем временем, предполагаемых участниц Pussy Riot доставили в здание суда в бело-голубом фургончике. В их поддержку две верующие женщины приготовили цитату из Библии и, если кто не поверит, первоисточник. На площадке перед судом собралось уже около 200 человек, значительная часть скандировала "Свободу! Свободу!"

А журналист и культурный деятель Артемий Троицкий сообразил, что "фестиваль" близок к провалу, и пригласил всех на некую лужайку неподалеку. Приехал также поэт и журналист Дмитрий Быков, но вскоре скрылся в здании суда.

Легитимным способом выражения своей позиции правоохранители признали владение шариками, которые энтузиасты надували прямо у дверей суда. Если к шарику приклеить два глаза и рот в правильном порядке, то он будет напоминать участницу группы Pussy Riot в маске.

Неожиданно в самом сердце толпы кто-то активировал несколько дымовых шашек, а также разбрызгал содержимое огнетушителя.

Многие придумали элегантный способ обойти запрет на плакаты — стояли, держа в руках недавний выпуск журнала "Большой город" с подходящим случаю лозунгом. Одновременно стало известно, что близлежащая лужайка не станет альтернативным местом для фестиваля — ее, оказывается, перекрыла полиция.

Потом во дворе суда появились музыканты, представившиеся группой "Аркадий и Коц". Под акустическую гитару и губную гармошку парни исполнили две песни (про падение тюремных стен и бесов, сидящих на суку) и были задержаны.

Петр Верзилов, активист и муж арестованной Надежды Толоконниковой, охотно раздавал интервью. В частности, он предсказал исход заседания: по его версии, арест будет продлен еще на два месяца, потому что "дело политическое". Внезапно кто-то из сторонников жесткого наказания для девушек бросил в Верзилова свежим яйцом и попал в голову. Потерев висок, тот улыбнулся и сказал, что не обижается.

Яйца нашлись и у противоположной стороны, завязалась перестрелка, а потом и драка. Агрессоров разняла полиция. 

Один из православных активистов с седой бородой и добрым лицом (от фотосъемки отказался) рассказал, что лично присутствовал в Храме Христа Спасителя, когда девушки провели там скандальную акцию. 

— Что же вы там видели?

— Это было настолько омерзительно, что мне не хотелось бы это даже произносить, — ответил он, а потом заявил, что процесс должен быть показательным — нужно сделать предупреждение всем богохульникам, а наказание — самым суровым.

Судебное заседание началось почти с часовым опозданием и продлилось до позднего вечера. Всем трем девушкам арест был продлен до 24 июня, когда должно будет закончиться следствие. Судья Елена Иванова решила, что они могут сбежать за границу.



Новости партнеров

На главную