В Высшем Арбитражном Суде РФ прошел международный академический семинар "Ключевые вопросы частного права в сравнительной перспективе" с участием профессуры ведущих европейских вузов. Он проводился под эгидой Ассоциации юристов России, спонсорами мероприятий выступили ЮК "Юков, Хренов и Партнеры" и компания PricewaterhouseCoopers.
В рамках семинара лекции прочитали профессор Сьеф ван Эрп (Университет Маастрихта), профессор Микеле Грациадеи (Университет Турина), профессор Риккардо Кардилли (Римский университет "Тор Вергата"), профессор Роберто Фиори (Римский университет "Тор Вергата") и профессор Мария-Флориана Курси (Университет Терамо).
Профессор Сьеф фан Эрп (Sijef van Erp) посвятил свое выступление — "Трансграничная передача недвижимого имущества" — вопросам европейской правовой интеграции. Заметное влияние на процесс интеграции европейского права в рассматриваемой сфере оказывает развитие информационных технологий, подчеркнул Сьеф фан Эрп. Одним из последствий такого развития является "виртуализация" собственности. Так, например, недавно голландский Верховный суд признал возможность регистрации "права собственности" на объект в рамках онлайн-игры. Кроме того, как считает маастрихтский ученый, развитие технологий сделало возможным ведение электронного реестра прав на недвижимое имущество.
Некоторые европейские страны, сказал Сьеф фан Эрп уже сегодня предоставляют доступ к своим реестрам прав на недвижимое имущество посредством сети Интернет. При этом, как показывает практика, данная система ведения электронного реестра достаточно функциональна вне зависимости от места расположения недвижимого имущества. Так, например, гражданин Голландии, проживающий в своей стране, может заключить сделку купли-продажи недвижимого имущества, расположенного в Испании, с другим гражданином Голландии. Для этого ему необходимо лишь заключить договор купли-продажи недвижимости у голландского нотариуса в соответствии с голландским правом, а нотариус же передаст всю необходимую информацию в Испанию. В случае реализации проекта "Трансграничная передача недвижимости в электронной форме" такие сделки станут возможными по всей Европе.
Однако введению новой системы препятствует несколько существенных факторов. Наиболее существенным является нежелание нотариусов отказываться от своей монополии по юридическому сопровождению оборота недвижимости.
О способах обеспечения исполнения обязательств говорил профессор Туринского университета Микеле Грациадей (Michele Graziadei). Особое внимание он уделил такому обеспечительному механизму, как установление ограничений покупателя на переданное ему имущество до полной оплаты стоимости имущества продавцу. Кроме того профессор рассказал о практике применения такого способа обеспечения обязательств в различных странах, в том числе, его применении при заключении сделок купли-продажи недвижимого имущества между сторонами, находящимися в различных странах.
Помимо этого Микеле Грациадей затронул тему секьюритизации активов и рассказал о механизме секьюритизации на примере банковского сектора. Профессор остановился на проблеме независимости специально создаваемых юридических лиц (трастов, SPV) в рефинансировании активов на международном рынке капиталов, а также подчеркнул риски, связанные с ролью рейтинговых агентств в процессе секьюритизации.
Профессор Римского университета Рикардо Кардильи в своей лекции говорил о преимуществах континентальной правовой системы перед системой общего права и о ценности фундаментальных принципов цивилистической традиции, которые, по его мнению, должны лечь в основу регулирования глобальной экономики.
Говоря о сложностях, возникающих на пути гармонизации права, профессор остановился на различиях англосаксонской и цивильной систем права в контексте договорных обязательств. Главное отличие, по мнению Рикардо Кардильо, заключается в том, что в общем праве господствует модель нарушения договора, в то время как в континентальном – модель неисполнения обязательства, возникающего из договора. Профессор отметил, что договор и обязательство в большинстве случаев имеют разное содержание. Так, в общем праве содержание обязательства составляют положения, закрепленные в договоре. В странах континентального права обязательство выходит за рамки содержания договора и определяется как условиями договора, так и положениями, закрепленными в законодательных актах. При этом содержание обязательства зависит не только от позитивного права, но и от воли его сторон.
В качестве иллюстрации профессор привел пример из практики Люксембургского суда. Дело касалось спора между Комиссией Евросоюза и Грецией. Греция участвовала в общем проекте строительства здания дипломатического представительства в Нигерии, но по истечении определенного срока отказалась от дальнейшего участия. Комиссия Евросоюза потребовала возмещения убытков, связанных с отказом Греции от исполнения договора. Греция, не согласившись с данным требованием, ссылалась на то, что соглашение, касающееся дальнейшего финансирования, не было заключено в письменной форме. Вместе с тем, судом было установлено, что устно Греция неоднократно подтверждала свое намерение финансировать проект. Рассмотрев спор, суд удовлетворил требования Комиссии Евросоюза. При этом в мотивировочной части решения суд сделал важный вывод о том, что волеизъявление Греции однозначно свидетельствовало о заинтересованности в проекте и намерении осуществлять его финансирование, соответственно ссылка греческой стороны на отсутствие заключенного контракта между сторонами является необоснованной.
Профессор Роберто Фиори и профессор Мария-Флориана Курси остановились на принципе добросовестности. В своих выступлениях они отметили, что с самого начала данный принцип был имплементирован во многие европейские кодексы. Вместе с тем, исторически основные формулировки данного принципа были позаимствованы из "модельных" Французского и Германского гражданских кодексов. В целом, было отмечено, что в континентальном праве принцип добросовестности является юридическим понятием, которое лежит в основе обязательств, вытекающих из договора, и которое оправдывает вмешательство судей в толкование договора исходя из подразумеваемого волеизъявления сторон, когда исполнение обязательств по договору является под угрозой.