Сегодня в Пресненском райсуде Москвы рассматривалось дело семьи федерального госслужащего Виктора Дмитриева, который подарил Управделами президента свою квартиру на Рублевке, а взамен получил жилье в центре Москвы, но по договору соцнайма и без возможности его приватизировать. Суд изменил суть договора дарения и одновременно признал за Дмитриевым право собственности на новую недвижимость.
В судебное заседание явился только представитель заявителей Лидия Гоева. Заявление было подано ею 26 декабря 2011 года в интересах супругов Виктора и Екатерины Дмитриевых.
- Коротко: на чем основываются требования и что просите, — спросила ее сегодня судья Тереза Жребец.
Гоева просила признать в порядке приватизации право собственности на квартиру, которую Дмитриевы получили от Управделами в сентябре 2011 года, и признать договор дарения их собственной трехкомнатной квартиры на Рублевском шоссе, заключенный 28 июля 2011 года, договором мены. Свои требования она основывала на п.1 ст.572 ГК РФ, согласно которому договор дарения не признается таковым при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства.
— Здесь имело место встречное условие: если ты даришь, мы тебе даем квартиру, — заявила суду Гоева.
По ее словам, Управделами Президента улучшило жилищные условия госслужащего Дмитриева (сотрудника не этого ведомства) в обмен на подаренную недвижимость, находившуюся у Дмитриевых в собственности. Новую квартиру (в жилом комплексе "Дом на Тишинке" в Большом Тишинском переулке) они получили на основании договора социального найма, заключенного с Управделами в сентябре 2011 года. Однако оказалось, что Дмитриевы не могли приватизировать новое жилье, потому что уже использовали свое право на приватизацию при получении госрегистрации собственности на рублевскую квартиру. К делу в качестве третьего лица было привлечено ФГУ "Управление по эксплуатации жилого фонда Управления делами Президента РФ", являвшееся собственником квартиры в Большом Тишинском. Однако ни представители ответчика, ни третьего лица в суд не явились, лишь Управделами направило свой отзыв с возражениями, констатировала Жребец.
Исследовав письменные материалы дела, судья удалилась в совещательную комнату. А через пятнадцать минут вышла, чтобы огласить решение. Договор дарения между Дмитриевыми и Управделами суд постановил "признать по существу договором мены", и признал за четой Дмитриевых "право собственности в порядке приватизации" на квартиру в Большом Тишинском.
"И вот сколько я с Управделами борюсь, столько и выигрываю", — сказала Гоева корреспонденту "Право.Ru". По ее словам, она ведет подобные дела против Управделами Президента уже около десяти лет, причем к ней обращаются самые разные чиновники, но не сотрудники УПД. Гоева не стала рассказывать, зачем ведомству нужно получать в дар от госслужащих их жилье и предоставлять его затем по договору соцнайма следующим "очередникам" (не только из Управделами) на улучшение жилищных условий. "Только работая там (в Управделами — прим. авт.), можно это понять", — улыбаясь, ответила Гоева и подтвердила, что когда-то служила в УПД. На вопрос о том, где работает ее доверитель Дмитриев, Гоева тоже отвечать не стала, сказав лишь, что это "секретная служба".
Отметим, что дело Дмитриевых — третье по списку на двери зала суда — рассматривалось на два часа позже, чем было заявлено в расписании. Задержка была вызвана в том числе и тем, что помощники судьи долго не могли найти дело, которое должно было слушаться первым.