Сегодня Президиум Верховного Суда РФ рассмотрел дело российского ученого Игоря Сутягина, приговоренного к 15 годам колонии строгого режима за государственную измену (ст.275 УК РФ) и помилованного экс-президентом Дмитрием Медведевым для обмена на группу разоблаченных в США российских разведчиков-нелегалов, самой известной из которых стала Анна Чапман. Ранее ЕСПЧ нашел в его деле серьезные нарушения российских властей.
Дело было засекреченным, и поэтому журналистов пустили только на доклад об обстоятельствах дела и оглашение резолютивной части. Началось заседание с объявления 10-минутного перерыва, чтобы найти ходатайство Сутягина, поступившее сегодня утром в канцелярию ВС. После возобновления слушаний судья Николай Хлебников озвучил его резолютивную часть. Ученый просил прекратить его уголовное дело в связи с принятием акта о помиловании и признать незаконным его арест с момента задержания в октябре 1999 года до даты постановления обвинительного приговора Мосгорсудом в апреле 2004 года. Само дело Сутягин просил рассмотреть в его отсутствие. Возражений от замгенпрокурора РФ Владимира Малиновского и адвокатов Сутягина Анны Ставицкой и Каринны Москаленко не последовало, и дело, рассмотрением которого ВС должен был заняться после того, как Европейский суд по правам человека обнаружил в нем нарушения российских властей, было доложено Хлебниковым.
По мнению ЕСПЧ, Российская Федерация нарушила сразу несколько статей Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. "Разбирательство дела не было справедливым", — цитировал постановление Европейского суда Хлебников. В нарушение п.1. ст.6 Конвенции суд по делу Сутягина "не был независимым и беспристрастным". В частности, по мнению ЕСПЧ, председательствующий по делу Сутягина был без процессуального решения и "приемлемого объяснения" в 2003 году заменен на другого судью. Во всяком случае ЕСПЧ не посчитал таковым занятость замененного судьи и его ежегодный отпуск.
Предварительное содержание Сутягина под стражей в течение 4 лет и 5 месяцев было признано ЕСПЧ "чрезмерным". Обратил Страсбург внимание и на то, что Сутягину и его защите в нарушение ст.5 Конвенции постоянно отказывали в изменении меры пресечения или освобождении из-под стражи только из-за тяжести предъявленного обвинения, а отказы со ссылкой на другие причины были не мотивированы.
За закрытыми дверями заседание продлилось ровно полчаса и столько же заняло совещание членов президиума. В итоге надзорная инстанция возобновила производство по делу (представление о пересмотре дела внес председатель ВС Вячеслав Лебедев) в виду новых обстоятельств, признала незаконным все судебные акты в части ареста Сутягина и его продления. Приговор же Мосгорсуда и оставившее его силе определение кассационной инстанции ВС были оставлены без изменения.
Адвокаты Сутягина считают, что Сутягин теперь имеет право требовать от государства компенсацию материального ущерба, причиненного незаконным содержанием под стражей. Вместе с тем со ссылкой на практику Ставицкая и Москаленко отмечают, что российский суд отказывает в подобных требованиях, полагая достаточной компенсацию, присужденную ЕСПЧ. Подробнее с позицией защитников можно познакомиться в их блоге на "Право.Ru" здесь.
***
Сотрудник Института США и Канады Российской академии наук Игорь Сутягин был задержан в октябре 1999 года в Обнинске. 7 апреля 2004 года Мосгорсуд на основании решения коллегии присяжных приговорил его к 15 годам лишения свободы в колонии строго режима. В августе того же года приговор был оставлен без изменения кассационной инстанцией ВС. По данным ФСБ, Сутягин за $25000 передал спецслужбам США и Великобритании секретные сведения, касавшиеся создания атомных подводных лодок нового поколения "Гепард" и истребителей МиГ-29СМТ, а также российского ядерного вооружения. Сам ученый настаивал, что якобы разглашенные им данные получил из открытых источников.
Заявление в Страсбургский суд Сутягин подал в июле 2002 года, в июле 2008 года ЕСПЧ признал жалобу осужденного приемлемой. В ней ученый указывал на ухудшившееся за время заключения самочувствие и то, что он, являясь невиновным и находясь под стражей столь долгий срок, испытывал постоянные страдания, приравненные им к пыткам. В итоге Россию обязали выплатить Сутягину 20000 евро за моральный вред, остальные его требования о материальной компенсации (он требовал 300000 евро) были отклонены.