ПРАВО.ru
Новости
26 сентября 2012, 17:29

Представлены правительственные поправки в УК и УПК, о которых мечтали предприниматели

Представлены правительственные поправки в УК и УПК, о которых мечтали предприниматели
Фото Право.Ru

Сегодня Минэкономразвития РФ представило на своем сайте "эпохальный" законопроект, направленный "на исключение возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследовании". Напомним, что отнести наконец экономические преступления к делам частно-публичного обвинения в последние годы в связи с целым рядом резонансных процессов ("дело ЮКОСа", дело Алексея Козлова и др.) призывали власть как сами предприниматели, так и большинство представителей юридического сообщества.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, он разработан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".

Как признают разработчики документа, "в ряде случаев, в целях решения своих разногласий с контрагентами предприниматели используют ресурсы правоохранительной системы. Для  оказания давления на противоположную сторону хозяйственного спора или устранения конкурента с рынка инициируется возбуждение уголовного дела, в рамках которого проводятся следственные действия, приводящие к невозможности дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности."

Поскольку "провести параллель между возникновением хозяйственного спора и возбуждением уголовного дела или осуществлением оперативно-розыскных мероприятий в отношении одного из участников спора невозможно", предлагается решить данные проблемы внесением ряда изменений в нормы Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Законопроектом, в частности, устанавливается уголовная ответственность должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование за заведомо незаконное возбуждение уголовного дела, а также за проведение заведомо незаконных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В этих целях помимо общих составов в 31 главе УК РФ предлагается дополнить главу 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" составом, предусматривающим уголовную ответственность за совершения вышеуказанных действий в случае, если они осуществляются в целях незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

В целях устранения  проблемы необоснованного уголовного преследования предпринимателей по часто "используемым" статьям УК РФ предлагается отнести статьи 159, 160, 165, 167 и часть первую статьи 176, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, к делам частно-публичного обвинения, которые могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.

Пунктом 4.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста" судам предлагается при решении вопроса о том, является ли соответствующая деятельность предпринимательской, руководствоваться пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ. Как считают разработчики законопроекта, для дальнейшего четкого разграничения необходимо законодательно закрепить критерии, при которых преступления будут считаться совершенными в сфере предпринимательской деятельности. Для этого статья 20 УПК РФ дополняется следующим примечанием: 

"Для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса преступления признаются совершенными в сфере предпринимательской деятельности при одновременном соблюдении следующих условий: 1) в совершении преступлений подозреваются или обвиняются лица, являвшиеся на момент их совершения индивидуальными предпринимателями, учредителями и (или) участниками коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, либо исполнявшие функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), а также иные лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполнявшие на момент совершения преступления организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации, зарегистрированной в установленном порядке, независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением; 2) преступления были совершены лицами, указанными в подпункте 1 настоящих примечаний, с использованием прав и полномочий, предоставленных им законом, договором, доверенностью, учредительными или внутренними документами коммерческой организации, учредителями и (или) участниками которой они являются либо в которой исполняют функции исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) или в которой постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.".

С текстом законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, направленных на исключение возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследовании" можно ознакомиться здесь.