Госдума может серьезно упростить себе работу – законопроекты будут устаревать по истечении одного думского созыва. Таким образом парламентарии избавятся от объемного багажа в виде 1500 проектов, внесенных в парламент до декабря 2011 года. Не придется им обсуждать и неоднозначные проекты, которые годами пылятся на полках. Например, правительственный проект 2007 года выпуска о бесплатном жилье для судей.
Упростить процедуру избавления от неугодных законопроектов
Такие идеи обсуждались сегодня на очередном заседании Экспертного совета при председателе Госдумы, который собрался поговорить о законотворчестве. Дело в том, что сейчас в нижней палате парламента скопилось около 1500 различных проектов, многие из которых были внесены еще в Думу IV и V созывов. "Надо выработать подход к предельным срокам рассмотрения законопроектов", — говорил на заседании глава комитета по госстроительству Владимир Плигин. Возможно, говорил он, рассмотреть вопрос и о прекращении рассмотрения законопроектов, не рассмотренных Думой предыдущего состава. Позже он пояснил журналистам, что его предложения — всего лишь идея для дискуссии и если законопроект, внесенный в Думу в предыдущем созыве, сохраняет актуальность, то его авторы смогут внести еще раз во вновь сформированную Госдуму.
Среди "подзабытых" законопроектов преобладают инициативы думской оппозиции и спорные проекты, окончательное решение по которым уже давно не удается согласовать. Среди таких документов "не от оппозиции" - правительственный проект закона от 2007 года о жилье для судей (предлагалось передавать его в собственность судей после пяти лет работы в должности), а также инициатива сенатора Александра Торшина от 2011 года об ограничении воздействия решений Европейского суда по правам человека на правовую систему России.
Сам Плигин не скрывает, что его предложение может коснуться главным образом как раз оппозиции. После заседания Экспертного совета единоросс объяснил, что огромное количество законодательных предложений связаны с выборными циклами. "Понятно совершенно, что многие из этих предложений <…> являются заменой политической работы", — считает он. То есть проект вносят только за тем, чтобы создать возможность публичного обсуждения. Наиболее показательными, считает Плигин, являются законопроекты, касающиеся избирательного законодательства.
Плигин признает, что Конституция не предусматривает возможности прекращения действия законодательной инициативы. Однако, напомнил глава думского комитета, Госдума в сентябре внесла в свой регламент изменения, позволяющие рассматривать законопроекты по упрощенной процедуре без обсуждения. (Право.Ru" писало об этом подробно здесь).
Вносить в Госдуму законопроекты слишком просто
Участники совещания обсудили и то, не слишком ли проста процедура внесения законодательных инициатив в нижнюю палату. Часто эмоциональный подход или подход одного специалиста полностью заменяют юридическую науку, считает Плигин, и в итоге до 80% законопроектов отклоняются, а только около 20% приобретают статус законов. При этом правом законодательной инициативы обладают 704 субъекта — президент, правительство, высшие суды, законодательные собрания регионов, сенаторы и депутаты Госдумы.
Эту мысль продолжил и полпред правительства в высших судах Михаил Барщевский, который сравнил число вносимых в Госдуму законопроектов с Ниагарским водопадом. Логичнее, считает юрист, создать в России закон "о законах", который регламентировал бы правила написания, внесения поправок в российское законодательство, чем синхронизировать регламенты работы Госдумы, правительства, президента и других субъектов законодательной инициативы.
Ранее на заседании Экспертного совета о необходимости принятия специального закона о нормативных актах, регулирующего основы технологии правотворчества, говорила директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева. Соответствующий документ уже разработан в институте. Хабриева удивлялась спешке законодателей и "палочному подходу" при рассмотрении законодательных инициатив – только в 2011 году был принят 431 закон.
Еще одно предложение, направленное на повышение ответственности законодателей при создании новых документов, сделал ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Владимир Мау. По его словам, российским законам "не хватает авторства" — то есть чтобы законы официально назывались по имени тех, кто их внес, как это делается, например, в США. Авторство, по его мнению, внесло бы большую репутационную ответственность депутатов, сенаторов и других авторов законов.