Законопроект разработан в целях приведения положений статьи 5 "Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора" ФЗ "О прокуратуре" в соответствие с постановлением Конституционного суда РФ от 18 февраля 2000 г. №3-П. Постановлением пункт 2 статьи 5 признан не соответствующим Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он "во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов", непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа.
Напомним, что пункт 2 статьи 5 ФЗ "О прокуратуре" в действующей редакции гласит, что "прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством".
Законопроект предусматривает дополнение статьи 5 закона новым пунктом 4, устанавливающим, что ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, если материалы непосредственно затрагивают права и свободы заявителя. При этом определяются условия, наличие которых исключает возможность ознакомления гражданина с материалами проверки либо с отдельными документами, имеющимися в данных материалах. Такими условиями являются содержание в материалах или документах сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством РФ тайну. Решение об отказе в предоставлении для ознакомления материалов или имеющихся в них документов гражданином может быть обжаловано вышестоящему прокурору и (или) в суд.