Правительство РФ сегодня внесло в Госдуму законопроект, конкретизирующий основания для привлечения судей к дисциплинарной ответственности, сообщается в материалах ГД.
Проект федерального закона № 249585-6 "О внесении изменений в статьи 121, 14 и 15 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”", разработанный Минюстом России, направлен на реализацию Постановления Конституционного суда РФ от 20 июля 2011 года №19-П. Напомним, что КС проверил конституционность ряда положений законов "О статусе судей в Российской Федерации" и "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" по жалобе бывшей судьи Преображенского суда Москвы Анжелики Матюшенко, наказанной за незаконное судебное решение: рассматривая в апелляции уголовное дело, Матюшенко оставила в силе приговор невиновному человеку. Мосгорсуд это решение отменил, а его председатель направила в ККС представление о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности и досрочном прекращении ее судейского статуса. В итоге Матюшенко, проработав в суде 8 лет, лишилась должности после соответствующего решения квалифколлегии. КС не усмотрел противоречия Конституции в оспариваемых Матюшенко нормах, однако указал, что федеральный законодатель вправе установить более широкий перечень видов дисциплинарных санкций, уточнить составы дисциплинарных проступков, а также основания привлечения судей к дисциплинарной ответственности (подробнее читайте в "Право.Ru" здесь).
Законопроектом предусматривается изложить статью 12 "Несменяемость судьи" закона "О статусе судей в РФ" в новой редакции, согласно которой уточняется содержание понятия "дисциплинарный проступок". Дисциплинарным проступком предлагается признавать совершенное судьей противоправное, умышленное или неосторожное действие (бездействие) при исполнении служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности, нарушающее нормы настоящего закона и (или) положения Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, которое повлекло умаление авторитета судебной власти, причинило ущерб репутации судьи и (или) поставило под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.
Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на судью, предлагается дополнить новым дисциплинарным взысканием в виде замечания.
Законопроектом предусматривается, что дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи является крайней мерой дисциплинарного воздействия. При назначении дисциплинарного взыскания предлагается учитывать характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действием (бездействием) судьи прав и свобод граждан и организаций.
Законопроектом вводится срок давности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Определено, что, если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.
Установленный статьей 14 "Прекращение полномочий судьи" закона "О статусе судей в РФ" перечень оснований прекращения полномочий судьи документом предлагается дополнить новым подпунктом в целях согласования положений указанной статьи с положениями статьи закона 121 "Дисциплинарная ответственность судей".
Поправками в статью 15 "Отставка судьи" закона "О статусе судей в РФ" устанавливаются случаи прекращения отставки судьи и порядок принятия решений об отставке и прекращении отставки судьи.
С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.