Противостояние между однопартийцами Вячеславом Лысаковым и Ириной Яровой по поводу ужесточения наказаний для водителей продолжается. На этот раз единоросска протестует против законопроекта своего коллеги о введении балльной системы штрафов за нарушение правил дорожного движения.
Конфликт между сторонницей сохранения нулевого промилле Яровой и его противником Лысаковым разгорелся осенью прошлого года, когда Дума собралась ужесточить наказания для виновников "пьяных" ДТП. Лысаков разработал комплексные поправки в УК и КоАП еще в октябре 2012 года, но до сих пор так и не дождался отзыва Правительства РФ. В результате в феврале текущего года он внес в Госдуму документ в усеченном варианте — без предложений корректировать УК. Яровой повезло больше: ее "жесткий" проект (с 9 до 15 лет увеличить срок лишения свободы для виновников "пьяных" ДТП с несколькими погибшими), появившийся в декабре 2012 года, правительство незамедлительно поддержало. Но под давлением критики Верховного суда его переписали: авторы решили не ужесточать санкции, а лишь ограничиться возвратом нижних пределов наказаний по статье 264 УК. Этот проект Госдума 13 марта приняла в первом чтении.
Теперь парламентарии "добрались" и до законопроекта Лысакова. Даже в усеченном варианте он содержит важные концептуальные предложения: комплексное ужесточение наказаний за нарушение ПДД и введение балльной системы штрафов. Набрав 200 баллов за нарушения, автомобилист автоматически будет лишаться водительского удостоверения на один год. Баллы будут рассчитываться из размера штрафа — 100 руб. взыскания, согласно законопроекту, равняются одному баллу.
Это предложение ожесточенной критике сегодня подвергли члены комитета по безопасности и противодействию коррупции, который возглавляет Яровая. "Балльная система недостаточно продумана с точки зрения последствий правоприменения, — говорил единоросс Анатолий Выборный. - Это приведет к лишению прав за нарушения, не представляющие большой общественной опасности".
Яровая соглашалась: "Балльная система вызывает наибольшую настороженность. За семь парковок в неустановленном месте (210 баллов при "московском" штрафе в 3000 руб.) полагается лишение прав". А ее коллега Александр Хинштейн добавлял, что с учетом отсутствия "срока годности" баллов любой водитель будет за год-два набирать штрафы и лишаться прав.
"Согласно логике действующего законодательства, лишение прав — уже является чрезвычайной мерой ответственности. Она всегда действовала по отношению к злостным нарушителям, которые совершают злостные правонарушения, — говорила Яровая. — Определение такой же санкции за суммарные нарушения, как за серьезные, к сожалению, предопределяет и неравенство, и возможность злоупотреблений".
Автор документа Лысаков позже объяснил "Право.Ru", что "срок годности" для баллов все же предусматривается — один год, после этого они "сгорают". Ранее, в том числе на заседании комитета по госстроительству, он обещал ко второму чтению указать, что баллы будут начисляться только за опасные нарушения, например, выезд на встречную полосу, серьезное превышение скоростного режима, а также проезд светофора на красный свет. Некорректным, по его мнению, является учет в этой системе, например, нарушений правил парковки.
Но не только это не нравится членам комитета по безопасности: они усомнились вообще в необходимости ужесточать санкции за нарушение ПДД. "Выводы о неэффективности существующих санкций не подтверждаются правоприменительной практикой. Последнее повышение штрафов было в апреле 2011г, то есть менее двух лет назад, — говорил Выборный. — Это не позволяет сделать однозначный вывод об эффективности или неэффективности санкций".
Также в комитете обвинили автора законопроекта в отсутствии системного подхода в идее ужесточения наказаний. "Неоправданно возрастают штрафы за ряд административных правонарушений, например, за учебную езду по автомагистрали со 100 руб. до 5000 руб., то есть в 50 раз. В то же время отдельные санкции повышаются незначительно, например, по статье 12.25 "Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства" всего лишь на 300 руб., то есть в 2 раза", — говорится в заключении комитета.
"Недостатки носят концептуальный характер, и не могут быть устранены путем доработки ко второму чтению", — заключил Выборный, и коллеги по комитету его поддержали. Таким образом на следующей неделе Госдуме предстоит принять решение, как быть с этом законопроектом. Профильный комитет рекомендует его принять, а комитет-соисполнитель — отклонить.
С текстом законопроекта № 226369-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" можно ознакомиться здесь.