ПРАВО.ru
Новости
17 марта 2009, 20:10

Плескачевский: "В России необходимо создать финансовое правительство"

Плескачевский: "В России необходимо создать финансовое правительство"
Виктор Плескачевский Фото Право.Ru

На брифинге "Регулирование финансового рынка", который провел председатель Комитета по собственности Государственной Думы Виктор Плескачевский, речь главным образом шла о предпосылках создания единого финансового регулятора в России, а также на уровне ЕС.

"Сегодня в нашей стране лизинговые операции регулирует Минпром, пенсионное обеспечение — Минтруда, фондовый рынок — Федеральная служба по финансовым рынкам, страхование осталось у Минфина, валютный рынок регулируется инструкциями Банка России, фондовый — нормативными документами ФСФР, — сказал, отвечая на вопросы журналистов, Виктор Плескачевский. — А рынки, которые выстраивали все эти ведомства, функционируют асинхронно. И между взаимосвязанными сосудами — пенсионным обеспечением, фондовым рынком, страхованием, банковской системой, оказались встроенными мембраны, которые не позволяют перетекать капиталам с одной площадки на другую. По словам Плескачевского, первую попытку по созданию единого регулятора была предпринята, когда по инициативе Минэкономразвития создавалась ФСФР. Но даже сейчас страховой рынок контролирует другое ведомство, банки остались в ведении ЦБ, и асинхронность в регулировании финансовых рынков сохранилась".

"Если же говорить о создании единого финансового регулятора в нашей стране, подчеркнул председатель Комитета по собственности, то это вопрос долгосрочный. Его необходимо начать со строительства метарегулятора — объединить для начала ЦБ, Минфин, Минэкономразвития, Антимонопольный комитет и комиссию по ценным бумагам в единый финансовый орган (финансовое правительство). Все это, очевидно, потребует дальнейших серьезных обсуждений. И только постепенно на базе меттарегулятора можно начать формирование и мегарегулятора всего российского финансового рынка".

В 1986 году Норвегия стала первой страной, установившей единый надзорный орган для банковского, страхового и фондового секторов. В 1988 и 1991 годах соответственно Дания и Швеция создали единые органы регулирования. Сегодня более 60 стран применяют модель унифицированного или интегрированного надзора путем создания или единого регулятора для всего финансового сектора или путем слияния двух надзорных органов, таких как банковское дело и страхование, банковское дело и ценные бумаги, ценные бумаги и страхование.
Самый мощный консолидированный регулятор создан в Великобритании. Британский FSA устанавливает правила, надзирает за выполнением банковского, страхового, пенсионного, инвестиционного законодательства, следит за деятельностью всех без исключения участников рынка. И создает при этом еще и условия, например, для сберегательной активности граждан страны. Мегарегулятор создан и в США, правда, в виде координационного органа, который отслеживает деятельность регуляторов на отдельных рынках.

Сегодня нарастает критика мировой финансовой архитектуры, начиная с регуляторов. Многие ведущие эксперты сходятся во мнении, что именно система регулирования оказалась подвержена кризису более всего, она не прошла испытания на прочность. Таким образом, в мире начинается обсуждение по формированию новой формы регулирования финансовых рынков, новой формы международного торгового соглашения.

Прежде всего, наиболее проблемной в мире является система регулирования банковской сферы. Очевидно, будут подготовлены новые международные нормативные акты, предусматривающие более серьезные требования к раскрытию информации, к надежности банков. Будут меняться стандарты аудита и так далее.

На заседании лидеров G20 в английском Хоршеме министры финансов двадцати ведущих экономических держав мира фактически сформировали два подхода к регулированию всемирной финансовой системы: американский и европейский. "Я считаю, сказал Виктор Плескачевский, что российская делегация, регулярно участвующая в заседаниях ПАСЕ, приложила немало усилий для формирования так называемого европейского подхода, который более справедлив".

В ближайшее десятилетие, считает Плескачевский, немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо приобретать форму мировых финансовых центров, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности таких экономик, роста их влияния в мире, обязательным условием экономического, а значит и политического суверенитета.

В этой связи, подчеркнул Плескачевский, обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России самостоятельного финансового центра не может рассматриваться как сугубо "отраслевая" или "ведомственная" задача.