Число осужденных за взяточничество и прочие коррупционные преступления за последнее время увеличилось. Однако количество лиц, которым назначается наказание в виде реального лишения свободы по сравнению со "штрафниками" сократилось. Пленум ВС сегодня дал разъяснения — в каком случае оштрафованного можно признать злостным неплательщиком, как предоставлять рассрочку, а также, что отсутствие у осужденного денег — не уважительная причина неуплаты штрафа в срок.
Пленум Верховного суда сегодня почти единогласно одобрил внесение изменений в постановления "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" и "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях". Судья-докладчик Елена Пейсикова привела в своем выступлении статистические данные, согласно которым, процент осужденных к лишению свободы за коррупционные преступления уменьшается по отношению к тем, кому назначается в виде наказаний штраф.
- В 2011 году за взяточничество и коммерческий подкуп 46,5% осужденным был назначен штраф в виде наказания, а за 6 месяцев 2013 года — уже 78,7%. В 2012 году за получение взятки (ст.290 УК, максимальный размер наказания до пятнадцати лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки) были осуждены 1442 человека. Наказание в виде штрафов получили 74% осужденных, свободы лишилось 10,1%. За дачу взятки (ст.291 УК, максимальное наказание двенадцать лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки) в прошлом году было осуждено 2093 лица. Из них 86,5% назначен штраф, лишь 4,8% приговорены к реальному лишению свободы. При этом с 2012 года на исполнении у приставов, по их данным, производство по изъятию штрафов на 2 млрд руб. А закрыто производство лишь на 155 млн руб., — говорила Пейсикова.
Судья подчеркнула, что новые поправки сформулированы согласно принципу неотвратимости наказания. Высокую долю штрафов она объяснила тем, что многие осуждены в первый раз, за незначительный размер, имеют иждивенцев, и при отсутствии прочих отягчающих обстоятельств к лишению свободы их приговорить нельзя, штраф — безальтернативный вид наказания.
- Необходимо обратить внимание судов, что в соответствии с частью первой статьи 32 УИК РФ злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф без рассрочки в срок до 30 календарных дней со дня вступления приговора в законную силу или первую часть штрафа с рассрочкой выплаты в этот же срок, либо оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого последующего месяца, — пояснила судья-докладчик.
"Установление других условий, кроме неуплаты штрафа в срок (например, неоднократность предупреждения осужденного судебными приставами-исполнителями о возможности замены штрафа другим наказанием, отобрание у него объяснений о причинах неуплаты штрафа, представление сведений об имущественном положении осужденного и источниках его доходов), для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется. Разъяснить судам, что сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств на уплату штрафа не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок", — также гласят поправки. По закону, если штраф назначен по "коррупционным статьям" в качестве основного наказания, в случае злостного уклонения от его уплаты, заменяется наказанием в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК. При этом назначенное наказание не может быть условным.
В документе уточняется, что если осужденный к штрафу не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд на основании части второй статьи 398 УПК РФ может рассрочить выплату штрафа определенными частями на срок до 5 лет или отсрочить его уплату на тот же срок на стадии исполнения приговора. При разрешении вопроса о замене штрафа другим видом наказания суду следует выяснять обстоятельства, связанные с исполнением требований статьи 103 ФЗ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", устанавливающих порядок взыскания штрафа судебными приставами-исполнителями.
Пейсикова также озвучила проект внесения поправок в постановление Пленума от 9 июля 2013 года "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях". В частности, в пункт 36 добавляется абзац: "При разрешении вопроса о том, какое наказание должно быть назначено осужденному, совершившему коррупционное преступление, в случае наличия в санкции статьи наказания в виде штрафа, суду следует обсуждать возможность исполнения штрафа. Назначая штраф, определяя его размер и решая вопрос о рассрочке его выплаты, необходимо учитывать не только тяжесть совершенного преступления, но и имущественное положение осужденного и его семьи, а также возможность получения им заработной платы или иного дохода (часть 3 статьи 46 УК РФ). В этих целях следует иметь в виду наличие или отсутствие у осужденного основного места работы, размер его заработной платы или иного дохода, возможность трудоустройства, наличие имущества, иждивенцев и т.п."
Заместитель генерального прокурора Сабир Кехлеров проект категорически одобрил.
- Это попытка устранения проблем, созданных законодательно. Приговор подлежит исполнению, это обязанность осужденного. Это закон. За неисполнение последует наказание, — подчеркнул гособвинитель. У других ни вопросов к докладчику, ни дополнений не оказалось. Проект поправок поддержали 90 судей из 92 зарегистрировавшихся.
Другой проект поправок — к изменениям в постановления Пленума "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам", озвученный судьей Юрием Ситниковым пока не прошел и рассматривается квалификационной комиссией.
Целиком с текстом принятого документа можно ознакомиться здесь