ПРАВО.ru
Мнения
Станислав Кустов, юрист ООО «КадГеоПроект»
19 марта 2018, 11:28

Истоки и современное состояние сноса "самостроя" в Москве

Вначале июля 2018 года планируется новая волна сноса объектов самовольного строительства (далее по тексту «самострой») в городе Москва, в связи с этим необходимо вспомнить, как начинался данный процесс, обратить внимание на истоки появления в Москве «самостроя» и противоречия, которые возникли после массового сноса.

Большая часть недвижимого имущества, которое было признано объектами самовольного строительства после принятия поправок к Гражданскому кодексу Российской Федерации в 2015 году, была построена на рубеже 90-ых и 2000-ых годов. В этот период для размещения какого-либо временного объекта некапитального строительства, например, для осуществления торговли, необходимо было получить разрешение в префектуре округа города. В рамках действующего на тот момент законодательства такие разрешения выдавались аналогично порядку по выдаче разрешений на размещение капитальных построек[1]. Помимо этого в законодательстве была правовая возможность регистрации права на некапитальные постройки как на капитальные[2]. Регистрацией права собственности занимались исполнительные власти города, в нашем случае Москомрегистрация. Позднее эти функции законодателем были переданы в Министерство Юстиции РФ и его соответствующие структуры, а потом в Министерство Экономического Развития РФ. Владельцы объектов некапитального строительства оформляли право собственности как на объекты недвижимого имущества и как следствие земельно-правовые отношения. В итоге они имели формально действующие договоры аренды земельного участка. В случае выявления объектов самовольного строительства, префектуры административных округов были уполномочены обращаться в суд с исками о признании зданий объектами самовольного строительства, но во многих случаях суда вставали на сторону предпринимателей. 

В сентябре 2015 вносятся изменения в гражданское законодательство и появляется пункт номер 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, который наделил органы местного самоуправления правом самостоятельно принимать решение о сносе самовольной постройки при условии, что объект расположен на земельном участке незаконно и находится в полосе отвода инженерных сетей. После чего издается Постановление № 829-ПП[3], в котором под снос попадают даже постройки, имеющие судебные ращения в свою пользу. Действия властей города можно понять, действительно, многие самовольные постройки нарушали действующее законодательство и негативно влияли на безопасность граждан, однако, то, что пострадали и те, кто закон не нарушал, ставит под сомнение всю проведенную работу в целом.

Законодатель учел опыт прошедших волн сноса и осень 2017 года были предложены поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, плюсы и минусы которых можно посмотреть в предыдущих материалах сайта Право.ру[4]. поправки предусматривали защиту прав добросовестных предпринимателей. Однако, в феврале текущего года законопроект был заморожен, так как, по мнению Счетной палаты, невозможно определить общую сумму компенсации для предпринимателей, которую в случае чего будет необходимо выплачивать из бюджета города.