ПРАВО.ru
Мнения
Екатерина Мишина, канд. юрид. наук, профессор Свободного Университета, приглашенный профессор Мичиганского Университета в 2012–2016 годах
24 февраля 2022, 12:18

Политический кризис в Казахстане: его правовой анализ

Политический кризис в Казахстане: его правовой анализ
В начале 2022 года в Республике Казахстан произошли события, истинный масштаб, значение и последствия которых еще предстоит изучить и оценить. Не ставя перед собой задачу представить детальный анализ ситуации, предлагаем взглянуть на ряд кадровых решений этого периода не с политической, а с правовой точки зрения. В авторской колонке своим видением ситуации делится Екатерина Мишина, канд. юрид. наук, профессор Свободного Университета, приглашенный профессор Мичиганского Университета в 2012–2016 годах.

5 января 2022 года действующий президент страны Касым-Жомарт Токаев внезапно возложил на себя полномочия председателя Совета безопасности Казахстана. Первого президента Республики Казахстан — Елбасы, доселе возглавлявшего Совет безопасности, лишили принадлежащего ему права пожизненно возглавлять данный орган. 

В соответствии с редакцией п. 2 ч. 5 ст. 1 Конституционного закона Республики Казахстан «О первом президенте Республики Казахстан — Елбасы» от 20 июля 2000 года, действовавшей на момент принятия президентом обсуждаемых решений: «Первому президенту Республики Казахстан — Елбасы в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право <...> возглавлять Совет безопасности». Практически идентичная норма содержится в изначальной редакции п. 2 ст. 1 закона РК «О Совете безопасности» 2018 года: «Первому президенту Республики Казахстан — Елбасы в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право возглавлять Совет безопасности в качестве председателя». Согласно п. 3 ст. 1 действующей редакции закона состав Совета безопасности формируется президентом Республики Казахстан по согласованию с главой Совета безопасности.

«В действующей редакции» — это важная оговорка, ибо уже 19 февраля 2022 года вступили в силу изменения в п. 2 ч. 5 ст. 1 Конституционного закона «О первом президенте...», ст. 1, 4 и 7 закона РК о Совете безопасности и ряд иных законодательных актов. Эти изменения были приняты 7 февраля 2022 года [1]. Но этот факт никак не влияет на правовую оценку событий января 2022 года, когда указанные выше статьи закона о Совете безопасности действовали, не находясь в режиме ожидания грядущих изменений.

Совет безопасности Республики Казахстан учрежден в конце 1991 года и изначально представлял собой консультативно-совещательный орган при президенте страны (ст. 33 Конституционного закона РК от 26.12.1995 «О президенте Республики Казахстан»). Значение этого органа неуклонно усиливалось по мере законодательного усовершенствования его правового статуса. Национальный орган конституционного контроля Конституционный Совет в своем нормативном постановлении 2018 года отмечает, что цель учреждения Совета безопасности — «сохранение внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, государственной независимости, территориальной целостности и национальных интересов Казахстана на международной арене». Конституционный Совет подчеркивает, что «деятельность Совета безопасности выступает действенной гарантией суверенитета страны, режима законности, а также укрепления принципов демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». 

Указанные выше изменения в законе РК о СБ, принятые 7 февраля 2022 года, не затронули ч. 1 ст. 1 закона, в которой установлен правовой статус Совета безопасности. По информации, доступной на сайте администрации президента Республики Казахстан на 17 февраля 2022 года, правовой статус этого органа по-прежнему определен в соответствии с действующей редакцией закона о нем: «СБ является конституционным органом, образуемым президентом Республики Казахстан и координирующим проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности Республики Казахстан в целях сохранения внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя, государственной независимости, территориальной целостности и национальных интересов Казахстана на международной арене». Примечательно, что на официальном сайте президента Республики Казахстан по-прежнему указано, что «председателем Совета безопасности является первый президент Республики Казахстан — Елбасы».

Сейчас Совет безопасности уже не консультативно-совещательный орган при президенте, это орган, наделенный важнейшей координационной функцией, одной из целей деятельности которого является защита конституционного строя страны. С учетом столь высокого статуса и важной миссии Совета безопасности необоснованная смена руководства этого конституционного органа в нарушение положений закона РК о СБ и лишение полномочий пожизненного председателя СБ первого президента Республики Казахстан — Елбасы представляется необоснованной и нелегитимной. По сообщению Интерфакса, 19 января 2022 года Мажилис парламента Казахстана на пленарном заседании в среду одобрил проект закона, предусматривающий отмену пожизненного председательства первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Ассамблее народа Казахстана и Совете безопасности. Такие действия являются попыткой легитимации post factum незаконного лишения полномочий пожизненного председателя СБ первого президента РК Назарбаева. 

Более подробную оценку тому, что действующий президент страны Касым-Жомарт Токаев с 5 января 2022 года является председателем Совета безопасности, можно будет дать после анализа акта, на основании которого Токаев возложил на себя полномочия главы СБ. С точки зрения действующего законодательства страны, пожизненным председателем СБ по-прежнему является Нурсултан Назарбаев. С точки зрения буквы и духа Конституции Республики Казахстан провозглашение президента Токаева председателем Совета безопасности является нарушением ч. 3 ст. 3 Конституции («Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону»). Согласно ст. 4 закона о Совета безопасности его председатель облечен рядом ключевых полномочий. В силу конституционного статуса и важности задач и функций Совета безопасности, координирующего деятельность государственных органов в сфере обеспечения национальной безопасности и международных позиций страны, обороноспособности государства, законности и правопорядка, полномочия председателя данного органа являются властными полномочиями. Данных властных полномочий председатель Совета безопасности был лишен, и они были узурпированы действующим президентом страны. Полагаем, что президент нарушил п. 2 и 3 ст. 1 действующей редакции закона о Совете безопасности, возложив на себя полномочия председателя Совета безопасности, являющегося координирующим конституционным органом.

Еще одно кадровое решение начала января 2022-го, нуждающееся в правовой оценке, — Указ Президента Республики Казахстан от 06.01.2022 № 747 о назначении Сагимбаева Ермека Алдабергеновича главой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. В соответствии со ст. 44 (п. 4) Конституции, президент Республики Казахстан «с согласия Сената парламента назначает на должности председателя Национального банка, Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; освобождает их от должностей». Таким образом, назначение на указанные в данной конституционной норме должности президент обязан производить только при наличии на то согласия верхней палаты высшего представительного органа республики, осуществляющего законодательную власть в силу ст. 49 (ч. 1) Конституции Республики Казахстан 1995 года. 

Назначение на должность председателя Комитета национальной безопасности РК — это важнейшее кадровое решение, в особенности с учетом специфики компетенции данного органа. Согласно закону РК «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан», КНБ РК входит в единую систему органов национальной безопасности страны. Органы национальной безопасности РК непосредственно подчинены и подотчетны президенту Республики Казахстан [2]. Комитет национальной безопасности образуется, упраздняется и реорганизуется президентом республики и не входит в систему центральных исполнительных органов республики [3]. Статус, задачи, функции и компетенция КНБ регулируются Положением о Комитете национальной безопасности (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19 июля 2021 года), утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 01.04.1996 № 2922. П. 14-1 Положения о Комитете национальной безопасности воспроизводит нормы ст. 44 (п. 4) Конституции 1995 года: «Председатель КНБ назначается на должность президентом с согласия верхней палаты парламента». 

В Указе Президента РК от 06.01.2022 № 747 о назначении Е. А. Сагимбаева председателем КНБ РК отсутствует указание о наличии согласия Сената парламента РК на назначение Сагимбаева на эту должность. Соответственно, есть основания утверждать, что данное назначение было произведено с процедурными нарушениями (отсутствие согласия верхней палаты парламента Республики Казахстан). По имеющейся на данный момент информации, президент не получал и на данный момент не получил согласия Сената парламента РК на назначение нового председателя КНБ. Таким образом, налицо достаточные основания утверждать, что президент нарушил возложенную на него ст. 44 (п. 4) Конституции 1995 года обязанность назначать на должность председателя КНБ с согласия Сената парламента.

Президент Казахстана — это глава государства, его высшее должностное лицо. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях. В силу ч. 2 ст. 40 Конституции 1995 года президент Республики Казахстан — это символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Ст. 34 (ч. 1) Конституции РК 1995 года гласит: «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан». Данная конституционная обязанность распространяется на всех граждан страны и в первую очередь на президента, на которого возложена еще одна важнейшая конституционная обязанность — обеспечение незыблемости Основного закона страны. 

В силу своего исключительного конституционного статуса президент обязан свято соблюдать Конституцию и действующее законодательство. Ситуации, в которых президент нарушает нормы Конституции и законы страны, являются абсолютно недопустимыми.

Список источников

1. Закон КР 0т 07.02.2022 № 106-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан»

2. Ст. 1 закона РК «Об органах национальной безопасности РК» от 21.12.1995 № 2710.

3. Ч. 1 (1) ст. 8. закона РК «Об органах национальной безопасности РК» от 21.12.1995 № 2710.