ПРАВО.ru
Мнения
Анна Гребенькова, патентный поверенный РФ и ведущий эксперт PATENTUS
25 декабря 2023, 16:41

Возможность регистрировать товарные знаки на имя граждан: главное о новелле

Возможность регистрировать товарные знаки на имя граждан: главное о новелле
До 28 июня, согласно ст. 1478 ГК, правообладателями исключительного права на товарный знак могли быть только юрлица или ИП. То есть физлица не могли зарегистрировать товарный знак на свое имя и использовать его, потому что такие действия расценивались законодателем как ведение незаконной предпринимательской деятельности. Принципиально изменило этот подход вступление в силу 29 июня 2023 года Федерального закона № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую ГК РФ», разрешающего регистрацию товарных знаков физическим лицам — самозанятым и не только.

Теперь любое физическое лицо, имеющее свой оригинальный бренд, вправе получить правовую охрану на него. 

Однако же ощутить преимущества владения таким важным и полезным нематериальным активом, как товарный знак, в полной мере смогут только те лица, которые законно ведут предпринимательскую деятельность. Налоговое законодательство в этой области существенно не меняется.

Но несмотря на сохраняющуюся необходимость соблюдать законные требования к производству товаров и оказанию услуг под своим обозначением, эти поправки к Гражданскому кодексу существенно облегчают жизнь тем гражданам, кто пока не встал на учет в качестве индивидуального предпринимателя, однако уже имеет планы по развитию бизнеса и реализации амбициозных проектов.

Один из плюсов новых реалий в виде возможности регистрации товарных знаков на имя физических лиц и самозанятых — сокращение времени запуска бизнеса и проектов. Ни для кого не секрет, что многие товары, производимые и реализуемые субъектами малого бизнеса, часто представлены на крупнейших маркетплейсах страны: Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет». Для выхода под своим брендом на эти площадки требуется подтверждение подачи заявки на товарный знак или наличие уже зарегистрированного обозначения. 

До июня перед многими предпринимателями, которые только планировали выйти на маркетплейсы, стоял принципиальный вопрос: стоит ли вкладывать ограниченные на первом этапе финансы и драгоценное время в регистрацию в качестве предпринимателя и в регистрацию товарного знака (которая порой дорогостоящая и длительная)? Особенно если нет уверенности, что бренд будет принят потребителями в той степени, которая позволит окупить затраты на такой проект. Теперь же можно оперативно подать заявку на товарный знак на себя как на физическое лицо или самозанятого, запустить в работу небольшую партию товара под таким обозначением и дождаться первой реакции потребителей. А если старт будет успешным, регистрироваться в качестве предпринимателя и в обычном режиме развивать «предприятие».

Стоит, однако, также отметить закономерные минусы обсуждаемых поправок. Один из самых очевидных — общая неподготовленность законодательной базы для таких существенных изменений. При этом пока нет ясности в таких насущных вопросах, как распоряжение исключительными правами на товарный знак, принадлежащий физическим лицам и самозанятым, ввиду специфики их правового статуса. Остается непонятным и подход судов к рассмотрению вопросов прекращения действия исключительных прав, принадлежащих таким субъектам.

Формирование практических подходов к решению возникающих вопросов (учитывая, что новые будут появляться пропорционально увеличению количества регистраций товарных знаков на имя физлиц и самозанятых) займет некоторое время, что естественно при любых изменениях в законодательстве. Однако профессиональное сообщество пристально следит за актуальной практикой и помогает новоиспеченным правообладателям эффективно маневрировать в стремительно изменяющемся мире интеллектуальной собственности.