ПРАВО.ru
Инхаус
Артем Артюх, руководитель Регионального центра правового обеспечения «Т Плюс»
4 апреля 2024, 14:53

Непубличная публичность договора поставки газа: трудности квалификации

Непубличная публичность договора поставки газа: трудности квалификации
Публичный договор — это когда участники оборота не могут отказаться от его заключения, несмотря на принцип «свободы договора». К такой категории соглашений относится и договор энергоснабжения. Казалось бы, признак «публичность», присущий родовому понятию «договор энергоснабжения», должен наделять этим свойством все виды договоров: электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, холодного водоснабжения, поставки нефти и нефтепродуктов. Однако это не совсем так. Об особенностях договора поставки газа рассказывают эксперты «Т Плюс»: Артем Артюх, руководитель Регионального центра правового обеспечения в Екатеринбурге, и Екатерина Лукас, начальник управления кассационной практики.

Что указано в законе

Ключевая ценность публичного соглашения с точки зрения отношений между продавцом и покупателем — гарантия того, что его заключат и эти договоренности удастся отстоять в суде. 

Позиция о публичности некоторых договоров энергоснабжения прямо следует из отраслевого законодательства. Это касается договоров теплоснабжения и договоров на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (ч. 2 ст. 14, ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 190 «О теплоснабжении»), договоров об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, оказании услуг по передаче электрической энергии, поставки (купли-продажи) электрической энергии (подп. 1, 2 ст. 26, п. 5 ст. 38, п. 2 ст. 39 Федерального закона № 35 «Об электроэнергетике»), водоснабжения (ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Публичность договора поставки газа в отраслевом законодательстве не указана. Это можно объяснить следующим:

  • Архаичность законодательства о газоснабжении: ФЗ «О газоснабжении» и Правила поставки газа в РФ приняты в 1999 и 1998 годах соответственно.
  • Договор поставки газа — соглашение о снабжении через присоединенную сеть, к которому по остаточному принципу применяются правила о договоре энергоснабжения (п. 2 ст. 548 ГК).
  • Отсутствие на рынке газоснабжения гарантирующих поставщиков «энергии», как это предусмотрено для рынков теплоснабжения, водоснабжения, поставки электроэнергии.

Отсутствие в отраслевом законодательстве указания на публичность договора поставки газа приводит к тому, что потребители вынуждены в судебном порядке защищать право заключить договор поставки и урегулировать разногласия с поставщиком газа об условиях документа.

Подходы судебной практики

Арбитражные суды в последние годы занимают позицию о непубличности договора поставки газа, ссылаясь на отсутствие в законе прямого указания на публичность такого соглашения.

К примеру, Верховный суд отказался удовлетворять иск о заключении подобного договора (определение от 9 ноября 2021 года по делу № А60-39287/2020), указав: 

  • на необходимость извлечения прибыли поставщиком газа при отсутствии гарантий при заключении договора;
  • возможность самостоятельно определять своих контрагентов и коммерческий характер отношений между сторонами;
  • отказ от заключения договора как допустимый инструмент управления рисками и надлежащим способом реализации гражданских прав;
  • невыгодные условия договора для поставщика газа. 

Аналогичные причины отказов перечислены в актах нижестоящих судов (постановление АС Уральского округа от 22 июня 2022 года по делу № А76-21598/2021, 17-го ААС от 5 июля 2022 года по делу № А60-5897/2022 и от 3 ноября 2022 года по делу № А60-21795/2022).

Вывод о непубличности договоров поставки газа лишает потребителей возможности не только урегулировать в судебном порядке разногласия по соглашениям поставки газа, но и, главное, понудить поставщика газа их заключить.

Поставщики газа — сильные участники таких правоотношений, и десятки лет они занимают одни и те же позиции на рынке газоснабжения, формируя лимиты газа и распределяя их в зоне своего присутствия. Провозглашаемая судами свобода договора поставки газа превращается для потребителей в серьезную проблему. Потребители вынуждены искать (и далеко не всегда успешно) либо защиту в судах, либо иных поставщиков газа в других регионах. Из-за этого растут издержки на проведение договорной кампании и закупку газа с учетом усложняющейся логистики.

Как «опубличить» договор поставки газа

Способ признать договор поставки газа публичным и защитить интересы потребителей тем не менее есть. 

Сложившаяся позиция судов не учитывает, что к публичным договорам относятся не только «договоры, прямо названные в законе в качестве таковых», но и соглашения, характер которых обусловлен деятельностью лица, продающего товары (оказывающего услуги) в отношении любого и каждого. Этот критерий отдельно отмечен в Постановлении Пленума ВС от 25.12.2018 № 49. Однако зачастую участники правоотношений и суды игнорируют его при разрешении договорных споров.

Опираться лишь на поиск в тексте нормативных актов словосочетания «публичный договор» методологически неверно. Следует дополнительно исследовать и фактические обстоятельства. 

На наш взгляд, публичность заключаемых конкретным поставщиком газа договоров поставки газа может подтверждаться такими критериями: 

  • статус крупнейшего, а в некоторых случаях безальтернативного поставщика газа для потребителей (юрлиц и ИП) в муниципальном образовании или регионе присутствия;
  • длительный характер правоотношений по поставке газа между поставщиком и потребителем;
  • фактическая поставка газа потребителю, даже если разногласия по договору поставки не урегулированы;
  • тем, что поставщик газа — профессиональный участник рынка и они имеет существенно более широкие организационные, материальные и иные возможности для исполнения договора.

Не стоит потребителям забывать о решении ВАС от 16 апреля 2012 года № ВАС-1113/12. В этом деле суд проверил в порядке абстрактного нормоконтроля п. 11, 17 Правил поставки газа № 162 на предмет их соответствия федеральным законам и указал, что установленные в этих положениях ограничения принципа свободы договора поставки газа законны как раз в связи с его публичностью.

Существо законодательного регулирования отношений по поставке газа и содержание ст. 421, 426, 548 ГК, п. 11 Правил поставки газа № 162 с момента вынесения решения ВАС не изменилось. Поэтому нет оснований для формирования иного, отличного от указанного в акте ВАС, правового подхода.

Вывод о публичности договора поставки газа с недавних пор поддерживает Научно-консультативный совет при АС Уральского округа: в п. 10 Рекомендаций № 1/2023 указано, что поставщик газа не вправе отказать в заключении договора поставки газа по присоединенной сети, если есть техническая возможность поставить запрашиваемый потребителем объем газа.

Хочется верить, что формальный подход судов к решению вопроса о том, нужно ли разрешать преддоговорный спор между потребителем и поставщиком газа, изменится. То есть суды будут основывать выводы о публичности или непубличности договоров поставки газа на основе существа правоотношений, а не исключительно на буквальном толковании нормативных актов. Потребители газа вправе на это рассчитывать.