ПРАВО.ru
Спецвыпуск: Корпоративное право
Роман Маргулис, управляющий партнер ASB Consulting Group
27 июня 2024, 9:31

Личный фонд: как это работает на практике

Личный фонд: как это работает на практике
Текущая геополитическая ситуация существенно повысила интерес к структурированию активов внутри России, а появившаяся в 2022 году конструкция личного фонда должна в этом помочь. Главная цель нового инструмента — сохранить и приумножить имущество в интересах лиц, выбранных учредителем. Это подразумевает накопление активов для получения прибыли и последующее распределение и активов, и прибыли от их управления между последними. О том, как институт работает на практике, рассказывает управляющий партнер и глава практики управления частным капиталом ASB Consulting Group Роман Маргулис.

Налоговые преференции

Общая ставка по налогу на прибыль для организаций, согласно предлагаемым поправкам к налоговому законодательству, должна вырасти до 25%. Но для личного фонда законодатель по-прежнему предлагает сохранить льготную ставку в 15% при соблюдении правила «о пассивных доходах», по которому доля пассивных доходов в прибыли личного фонда за отчетный период должна составлять не менее 90%. 

Для личного фонда такими пассивными доходами выступают: дивиденды; проценты; доходы от реализации акций (долей) или уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву; доходы по операциям с производными финансовыми инструментам; доходы от реализации инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов; доходы от реализации недвижимого имущества; доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, за некоторым исключением и подобное.

Таким образом, льготная ставка направлена на то, чтобы личный фонд сохранял свою идеологическую направленность и не занимался иной деятельностью. Если доля таких доходов по итогам налогового периода упадет ниже 90% от общей доходной составляющей, то подлежать применению уже будет общая ставка налога на прибыль с уплатой соответствующих пеней. 

Кроме того, привлекают в личном фонде и особенности налогообложения выплат выгодоприобретателям. Да, отсутствие налогообложения при выплате доходов после смерти учредителя нельзя назвать существенным преимуществом, так как сейчас в России отсутствует налог на наследование. Но выплаты выгодоприобретателям — членам семьи учредителя без удержания НДФЛ позволяют взглянуть на личный фонд как на инструмент, позволяющий снизить налоговую нагрузку в связи с планируемым ростом ставки НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. 

Так, доходы от процентов и роялти за использованием программ для ЭВМ, включенных в национальный реестр программ, в связи с ростом ставки могут облагаться НДФЛ на уровне 20–22%, а в личном фонде пройдут по ставке 15% и далее уже будут распределяться между членами семьи без удержания налога. Следует, конечно, обратить внимание, что налоговые последствия для выгодоприобретателей в первую очередь зависят даже не от степени родства с учредителем, а от их налогового резидентства. Поэтому родственникам учредителя придется оставаться в России и не менять налоговое резидентство, поскольку любые выплаты нерезидентам будут облагаться по ставке 30%. Такой подход делает личный фонд инструментом исключительно для «внутреннего применения».

Другие важные особенности

Одно из главных преимуществ личного фонда — анонимность выгодоприобретателей. Информация о них не раскрывается, а содержится только во внутреннем конфиденциальном документе личного фонда — в условиях управления. До недавнего времени не подлежала раскрытию в публичном источнике и информация о личности учредителя фонда, но с февраля 2024 года данные учредителей, кроме тех, кто находится под санкциями, стали включать в ЕГРЮЛ. 

На наш взгляд, это нововведение немного снизило привлекательность личного фонда, поскольку публичное раскрытие личности учредителя персонифицирует личный фонд и не позволяет ему достичь одной из главных целей — отделения личности учредителя от личного фонда и принадлежащего фонду имущества. Конечно, в законе указано, что спустя три года фонд не несет субсидиарной ответственности по долгам учредителя. Но то, что в выписке личного фонда указан учредитель, подрывает уверенность потенциальных учредителей таких фондов в сохранности капиталов, которые они там держат, в случае возникновения у них финансовых проблем. Тем более если учитывать отсутствие судебной практики из-за новизны инструмента. 

Кроме того, законодательство содержит нюансы, ухудшающие владение имуществом через личный фонд по сравнению с владением активом учредителями напрямую. Так, владение личным фондом долями или акциями компании более чем на 25% не позволяет таким компаниям претендовать на статус субъектов малого и среднего предпринимательства: это существенно увеличивает налоговую нагрузку для таких компаний и не позволяет претендовать на льготы. Упомянутая норма предоставляет исключение для материнских компаний — инвестиционных фондов, а вот для личных, по сути выполняющих ту же функцию по отношению к дочерним компаниям, исключений нет. 

Конечно, законодатель стремится повысить привлекательность личных фондов, но для этого еще надо проработать пробелы в законодательстве, чтобы создать полноценный инструмент структурирования личных и семейных активов на территории РФ.