ПРАВО.ru
Спецвыпуск: Корпоративное право
Жанна Томашевская, управляющий партнер «Томашевская и партнеры»
27 июня 2024, 9:31

Законодательные изменения корпоративного управления: обзор главных новелл

Законодательные изменения корпоративного управления: обзор главных новелл
Власти предлагают усовершенствовать порядок приобретения крупных пакетов акций публичных обществ и усилить защиту миноритарных акционеров ПАО. Еще на рынок M&A и структурирование бизнеса ощутимо повлияют готовящиеся поправки налогового законодательства. Нельзя обойти вниманием и те новеллы, которые связаны с реформированием института личных фондов. О том, как именно и на кого больше всего повлияют предлагаемые изменения, рассуждает в авторской колонке Жанна Томашевская, управляющий партнер юрфирмы «Томашевская и партнеры».

Что повлияет на рынок M&A

В декабре 2023 года в Госдуму внесли законопроект № 519694-8, цель которого — усовершенствовать порядок приобретения крупных пакетов акций публичных обществ, усилить защиту миноритарных акционеров ПАО. Авторы пояснительной записки к этой инициативе бесстрашно используют термин «процедура поглощения», говоря, что нововведения устраняют противоречия и пробелы в регулировании этой процедуры, позволяя привлечь дополнительный интерес инвесторов и повысить доверие к российскому финансовому рынку.

Планируемые изменения касаются публичных обществ и действительно захватывают как корпоративные, так и инвестиционные отношения. Экономико-политические обстоятельства последних лет существенно изменили ландшафт M&A в России, научили инвесторов и юристов быстро адаптироваться. Этот навык очень пригодится в ближайшее время: предлагаемые поправки существенно повлияют на планирование и реализацию M&A сделок в будущем.

Одно из обсуждаемых положений проекта касается замены понятия «аффилированные лица» понятием «связанные лица». Инициаторы проекта полагают, что действующее законодательство в целях применения понятия аффилированности в рамках корпоративных отношений не учитывает, являются ли аффилированные лица самостоятельными хозяйствующими субъектами и имеют ли они собственные экономические интересы. Законопроектом в целях уточнения процедуры поглощения предлагается ввести понятие отношений связанности между лицами и признать связанными лицами только тех, кто действует в экономических отношениях совместно и может определять волю друг друга.

Законопроектом предлагается закрепить различные способы защиты прав миноритариев при нарушении процедур приобретения крупных пакетов акций ПАО. Так, для обеспечения интересов миноритариев до направления им предложения о выкупе акций и стимулирования мажоритариев к направлению таких предложений предлагается снизить пороги голосов мажоритариев при принятии решений на общем собрании акционеров на период до направления предложений. 

Я упомянула лишь небольшую часть запланированных изменений. Можно сказать, что в целом законопроект отвечает поставленной авторами задаче. То есть закрывает пробелы и неоднозначность толкования некоторых положений закона «Об акционерных обществах». Вместе с тем обращает на себя внимание заключение правового управления аппарата Госдумы по вопросу о получении согласования в рамках Федерального закона № 57-ФЗ. Ожидаем, что к следующему чтению мы увидим максимально сбалансированный проект. 

Налоговые новеллы

Рассмотрим, как могут сказаться на M&A и структурировании бизнеса ожидаемые поправки к налоговому законодательству (законопроект № 639663-8).

Планируется отменить «пятилетнюю льготу» для тех, кто не является налоговым резидентом РФ (то есть прожил в РФ менее 183 дней в том году, когда будет совершена сделка или получена по ней оплата). Собственникам российского бизнеса становится все более невыгодно проживать за пределами России. 

Налоговая реформа: что нужно знать бизнесу

Следует отметить, что и налоговым резидентам сокращают возможности для экономии. Планируется, что у резидентов право не облагать НДФЛ доход от продажи долей или акций, находившихся во владении более пяти лет, ограничат 50 млн руб. То есть если налоговый резидент продаст, например, долю в ООО, которой он владел шесть лет, за 60 млн руб., то с 10 млн ему придется уплатить НДФЛ по соответствующей уровню его годового дохода ставке (напомню, что планируется установление прогрессивной шкалы НДФЛ вплоть до 22%). 

Возможно, придется пересмотреть структуры с использованием закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ) с точки зрения их налоговой эффективности. Законопроектом установлена предельная ставка НДФЛ в размере 15% для дивидендов. При этом предложения не содержат аналогичной максимальной ставки НДФЛ для дохода, получаемого от ЗПИФ. Это еще не значит, что использование ЗПИФ станет однозначно невыгодным. Как показывают расчеты, которые мы провели для наших клиентов, порой ЗПИФ останется экономически эффективным инструментом владения. Так, владение бизнесом через ЗПИФ эффективнее, чем «напрямую» или через холдинговое юридическое лицо, если передаваемая в фонд доля в капитале компании составляет менее 50% и при этом существенную часть дохода от участия в ней планируется реинвестировать, а не направлять на выплату собственнику.

Если поправки к Налоговому кодексу будут приняты в существующем виде, то более привлекательным в некоторых случаях может стать структурирование бизнеса через личный фонд. Причина – в размере «льготной» ставки налога на прибыль для личных фондов, которую планируется оставить на уровне 15%.

Новшества у закрытых и личных фондов

Закрытые паевые инвестиционные фонды в последние годы стали популярным инструментом структурирования бизнеса, активов, инвестиционных проектов. 

Внесенный в феврале этого года в Госдуму законопроект № 557693-8 как раз направлен на реформирование закрытых паевых инвестиционных фондов для квалифицированных инвесторов. Эту инициативу готовятся рассмотреть в первом чтении уже летом текущего года. По мнению авторов пояснительной записки, «в условиях повышенного интереса к механизму ЗПИФ со стороны частных инвесторов механизм обнаруживает потребность в его более гибкой настройке».

Законопроект позволяет определять в правилах доверительного управления инвестиционные паи разных классов. В числе прочего появляются паи, не предоставляющие право на участие в общем собрании пайщиков. Такие изменения в совокупности с предлагаемой возможностью не включать в правила доверительного управления указание на обязательное предназначение паев фонда для квалифицированных инвесторов, с одной стороны, обеспечит якорным инвесторам сохранение контроля за инвестиционным процессом, а с другой — позволит привлекать новых инвесторов в случае изменения уровня риска, состава и структуры активов фонда. 

Предлагаемая законопроектом возможность выхода пайщика, не согласного с изменениями в ПДУ, тоже классический способ разрешения корпоративного конфликта, но для такого инструмента, как ЗПИФ, это новшество. 

Указанные изменения, как и предлагаемое продление «жизни» фонда, все больше отдаляют ЗПИФ для квалифицированных инвесторов от классических паевых инвестиционных фондов, которые выступают инструментом коллективных инвестиций, превращая его в живую работающую контролируемую структуру. И в отдельных случаях она может быть гораздо привлекательнее корпорации.

Нельзя обойти вниманием изменения, связанные с личными фондами. В первую очередь, законопроект позволяет компаниям, управляющим ЗПИФ, управлять и личными фондами (сейчас у УК ограниченный перечень видов деятельности и управление юридическими лицами в него не входит). Уверена, это изменение сподвигнет многих состоятельных лиц создавать свои личные фонды. Сейчас институт управляющих в России совершенно неразвит: на рынке нет профессиональных руководителей, обладающих достаточной репутацией, чтобы потенциальные учредители личных фондов доверили им управлять переданным в фонд имуществом. Управляющие компании, имеющие лицензии, многолетний опыт и хорошую репутацию, могут стать такими доверенными лицами. 

Еще планируется предоставить личным фондам статус квалифицированных инвесторов, чтобы они могли становиться пайщиками ЗПИФ. Это позволит создавать многоуровневые удобные и эффективные владельческие структуры.

Все изложенное выше показывает, что сейчас и юристы, и инвестиционные банкиры находятся в той точке, когда надо принимать решения с учетом грядущих изменений, хотя пока они и не окончательно вырисовались.