ПРАВО.ru
Спецвыпуск: Юррынок Китая
Альберт Трофимов, советник China Window, канд. юрид. наук
21 апреля 2025, 14:26

Ошибки при выходе на китайский рынок: что важно знать бизнесу из РФ

Ошибки при выходе на китайский рынок: что важно знать бизнесу из РФ
«Здесь — как и везде!» — самая распространенная ошибка российских предпринимателей, которые открывают для себя этот рынок и сравнивают Китай с другими юрисдикциями. При этом, согласно данным таможенной статистики КНР, на территории этой страны работает более 1500 предприятий из РФ, включая совместные. Формат работы разный: от разовой закупки продукции на фабрике до полноценного бизнес-присутствия в Китае. Хватает и бизнесменов, которые безуспешно попытались зайти в юрисдикцию КНР. Чаще всего это не получилось из-за слишком поверхностных представлений и типовых юридических ошибок.

Выбор локации для бизнес-присутствия в КНР

В Китае на провинциальном и городском уровнях по-разному относятся к сотрудничеству с российским бизнесом — от максимальной дружелюбности до неготовности к совместной работе. Это объясняется текущим положением дел в международной торговле и ролью конкретного местного бизнеса в китайском импорте и экспорте. Так, южные регионы Китая (провинции Гуандун, Фуцзянь и иные) еще с 1980-х годов настроены на сотрудничество в основном с европейскими и американскими контрагентами. Как следствие, там почти невозможно открывать и использовать банковские счета лицам, у которых есть связь с Россией.

В то же время северо-восточные территории Китая ориентированы на работу с российским бизнесом, что во многом предопределено географически. И благодаря этому есть выигрышные факторы, которые стоит учитывать бизнесменам из РФ, когда они выбирают контрагентов или регион для локализации своего бизнеса в КНР.

Основной целью создания зоны свободной торговли в провинции Хэйлунцзян стало углубление промышленной реструктуризации и создание центра регионального сотрудничества именно с РФ. Иными словами, без сотрудничества с российским бизнесом власти на этой территории не смогут выполнить социально-экономические планы и политические обещания. Поэтому место для регистрации бизнес-присутствия в КНР может быть целесообразно выбирать с учетом тех бонусов, которые дает конкретная локация на фоне всеобщего дружелюбия. Примерами могут быть предоставление бесплатного офиса при регистрации компании в КНР, налоговые льготы или даже субсидии.

При этом, как известно, в КНР не запрещено вести деятельность за пределами той провинции и города, где создана компания. Так российский бизнес сможет достичь своих целей: быстро создать копанию, получив некоторые местные бонусы и экономию; открыть банковский счет в КНР; а затем зарегистрировать филиал в другом городе для дальнейшей работы. Такая схема помогает разместить компанию ближе к контрагентам, или производству, или региону, где комфортно жить сотрудникам.

Оформление отношений с китайским контрагентом

Обычно российский бизнес оформляет отношения с китайскими контрагентами, заключая с ним контракты. При их разработке важно помнить, что документ должен соответствовать требованиям применимого права — обычно оно либо российское, либо китайское.

Традиционно в контракт включают условия о предмете, порядке исполнения обязательств, способах оплаты, ответственности сторон, порядке разрешения споров, применимом материальном праве и подобное. Без положений о выборе места разрешения спора (госсуды или международный арбитраж) будет существенно сложнее разрешить потенциальный спор, либо он вообще окажется экономически нецелесообразным. 

Все чаще практика показывает, что важно обращать внимание на то, кто и как подписывает контракт. Иначе документ может оказаться незаключенным или недействительным. 

Если китайский менеджер при звонках или в переписке именует себя директором по имени Брюс Ли, это еще не значит, что его полномочия подтвердятся документами, а имя не окажется псевдонимом. В случае спора настоящая китайская компания может настаивать, что контракт, якобы подписанный с ее стороны, не имеет юридической силы. 

На подписание контракта от имени китайской компании уполномочено:

  • лицо, указанное в качестве законного представителя компании, то есть руководитель, который имеет право без доверенности выступать в гражданских правоотношениях от имени компании;
  • любое иное лицо по доверенности.

Чтобы это проверить, нужно запрашивать выписку из Национального реестра китайских компаний или доверенность на подписанта. 

Запрос информации о китайском контрагенте — элемент простейшего due diligence. Он позволит не только узнать больше о партнере, но и удостовериться, что стороной контракта будет та организация, о которой думает российская сторона. 

К сожалению, нередки случаи, когда российский покупатель думает, что закупает товар у китайского производителя, выплачивает аванс, но поставка не происходит. Потом оказывается, что деньги направили не китайской фабрике, а некой гонконгской компании с таким же названием, которая на самом деле не планировала исполнять никакие обязательства. 

Учитывайте, что действием, которое подтверждает подписание документа китайской стороной, считается проставление оттиска печати китайской компании, а не подпись законного представителя. Такая печать должна быть красной и круглой, зачастую с красной звездой по центру.

Защита интеллектуальной собственности

При выходе на китайский рынок важно задуматься о защите бизнеса через регистрацию торговой марки (товарного знака) в КНР. Китай в этом вопросе не уникальная юрисдикция, поскольку и там встречаются различные недобросовестные практики конкуренции. 

Отметим, что регистрация товарного знака может быть нужна как импортерам, так и экспортерам. И это пригодится не только и не столько для того, чтобы не допустить производства контрафактной продукции. Это также нужно, чтобы исключить риски шантажа и блокировки деятельности вашего бизнеса в Китае.