Очевидно, что известный на весь мир хирург-офтальмолог Владимир Филатов вырос и сформировался как личность в дореволюционное время и что он всегда был далек от политики. Но действительно ли он совсем не думал о последствиях, искренно высказываясь о своей встревоженности, вызванной тем, как большевики строят новый мир? Ведь за это ученый чуть не поплатился жизнью. Как бы то ни было, и в то страшное время работники ГПУ и суд смогли поддержать знаменитого медика и в итоге направить дело в такое русло, что ученый был освобожден…
Действительно ли настолько наивным был ученый?
Филатов был разносторонней личностью, увлекающимся творческим человеком. Человеком широкой и открытой души. Владимир Петрович неплохо рисовал. Известно, например, что в кабинете московского офтальмолога Святослава Федорова висела картина Филатова. Он был глубоко верующим человеком и до конца своих дней оставался таким. Известно, что Филатов был церковным чтецом, а один священник, знавший его лично, рассказывал, что Филатов очень боялся, чтобы после смерти его не сделали атеистом, как это произошло с Павловым.
А еще Филатов сочинял стихи. В одном из них, описывая свое стремление вернуть зрение тем, кто живет в кромешном мраке, он воскликнул: "Надейтесь, дети ночи". И надежды этих людей Филатов, как правило, оправдывал. Главное жизненное кредо — возвращать незрячим людям возможность видеть свет — и сделало его знаменитым на весь мир.
Про Владимира Филатова говорили, что он хирург от Бога. После окончания медицинского университета Филатов работал ординатором глазной клиники Московского университета, а в 1903 году по приглашению профессора С.С. Головина переехал в Одессу. Позже филатов защитил диссертацию. Он всегда поражал своих коллег оригинальными научными исследованиями, открытиями и экспериментами.
В обычной жизни он никогда не умел хитрить и кривить душой, всегда открыто и беззлобно высказывал все, что думает. В том числе и о смене власти в стране с приходом большевиков. Это едва не стоило ему жизни.
Открытие, которого могло и не быть
Всего через два с половиной месяца после того, как Владимир Филатов побывал в лапах ГПУ (главного политического управления), он сделал операцию, которая стала поистине революционным открытием — пересадил роговицу глаза с использованием специального трансплантанта и восстановил зрение у пациента. Так Филатов достиг своей цели, поставленной еще в детстве — возвращать способность видеть! Будучи маленьким Владимир Филатова увидел слепого человека с тросточкой в руках. Эта картина очень потрясла будущего офтальмолога, и он сказал: "Каждый человек должен видеть солнце". Если бы ГПУ двумя месяцами раньше расстреляло Владимира, этот лозунг еще долго не удалось бы воплотить в жизнь…
За что 20 февраля 1931 года одесские чекисты арестовали известного хирурга-офтальмолога
Лучше всего это понятно из служебной записки, переданной одесскими чекистами вышестоящему начальству - начальнику Секретно-оперативной части ГПУ Украинской ССР Леплевскому. Записка называлась "Справка о профессоре Филатове В.П." Вот что в ней указано:
"20 февраля нами по делу Военно-офицерской организации был арестован известный профессор-окулист Филатов Владимир Петрович.
По показаниям членов военно-офицерской организации Радкевича и Бернадского, они вели (Радкевич в 1923 году, а Бернадский в 1929 году) с Филатовым переговоры об организации в Одессе "Комитета общественной безопасности" на случай переворота в момент интервенции. В задачи этого "Комитета" входила организация власти в Одессе после захвата города интервентами.
Филатов сознался, что он действительно вел беседы на эту тему с Радкевичем и Бернадским и как одному, так и другому дал согласие войти в "Комитет".
Как видно из этой справки, Владимира Филатова обвиняли в участии в некоем заговоре против советской власти. Якобы, для его реализации была создана некая военно-офицерская организация под названием "Комитет общественной безопасности". Активистами этой организации были господа Бернадский и Радкевич. Они дескать и вели переговоры с Филатовым о его вступлении в эту организацию…За это знаменитого медика и посадили в камеру для подозреваемых в политических преступлениях.
Из протоколов допроса: Филатов не отрицал, что признает свою вину за вольные беседы, но особого значения им не придавал …
Сразу заметим, что свои признательные показания Филатов писал собственноручно в форме обращения к суду. В этом их особая ценность. Подкупает искренность и правдивость показания. Судите сами!
Из протокола допроса от 2 марта 1931 года: "После наводящих вопросов тов. следователя о Бернадском, я вспомнил о разговоре с ним, но не мог восстановить в памяти его содержание. При напоминании тов. следователя я восстановил в памяти разговор с Бернадским… Я признаю, что моим отношением к предложениям Радкевича и Бернадского я дал им и членам Организации моральную поддержку в их надежде на сочувствие к Организации известных кругов общества. Я признаю, что знал о существовании Организации и Комитета, но эпизодически забывал о них. Я охотно говорил о возможности интервенции при встречах со знакомыми…
Моя забывчивость таких фактов, как разговор с Радкевичем, а потом с Бернадским, не умаляя тяжести моей вины, имеет объяснение в том, что я мало придавал значения Организации. Я не был осведомлен о составе Организации и узнал о ней очень немногое лишь во время следствия. Я умоляю поверить мне, что я говорю правду. Мое молчание ставит меня в крайне невыгодное положение и перед следствием и перед Судом. Но что мне делать, если у меня нет фактов, о которых я мог бы говорить!…"
Ученый попросил суд о снисхождении и пощаде
В уже упоминавшемся выше протоколе допроса от 2 марта 1931 года Филатов писал, обращаясь к суду:
"…Моя вина несомненна. Мне нечем оправдать ее и мне остается просить у Суда пощады. Я глубоко раскаиваюсь в содеянном мною. Я не прошу об избавлении от наказания, но лишь о смягчении его, дабы я в моем возрасте (мне 57 лет) не потерял трудоспособности.
И ныне, и после отбытия будущего наказания я обещаю разоружиться по отношению к Советской власти и не предпринимать против нее никаких активных шагов. Относясь по своему мировоззрению к типу людей идеалистически и религиозно настроенных, я не могу в известных случаях следовать идеологии советского строительства. По счастью область преподавания глазных болезней с подготовкой кадров, а также область здравоохранения дают мне широкий простор для труда по моей специальности.
Я прошу Суд о пощаде и смягчения моего наказания".
Чекисты затребовали покаянное письмо, и ученый написал его. Насколько при этом он кривил душой?
Показания и покаяние Филатова, тщательно отраженные им самим в протоколе своего допроса, не удовлетворили работников ГПУ. Им этого было мало, и они заставили его написать еще одно заявление, которое затем приложили к справке, упоминаемой выше, и переправили в Харьков в ГПУ Украинской ССР. Филатов написал заявление. Оно интересно тем, что отражает взгляды ученого с мировым именем на советскую власть, свое место в новом обществе.
Вот о чем говорится в заявлении: "С самого начала Советской власти я не являлся ее сторонником. Для меня не были приемлемы как главные ее политические основания, так и та крутость мер, которыми она проводила в жизнь свое строительство. Недовольство, которое я испытывал при виде той ломки, которую приходилось переживать близкому мне классу интеллигенции, побуждало меня к мечтам об интервенции. В таких настроениях я дал Радкевичу в 1923 году согласие на оформление идеи устройства Общественного Комитета безопасности, который должен был взять в свое ведение гражданскую власть в Одессе после переворота. В 1930 году (или в 1929 году) я получил предложение быть членом Комитета безопасности от В.А. Бернадского, на что я согласился. В моем преступлении я решительно раскаиваюсь и совершенно разоружаюсь по отношению к Советской власти. Признавая мою вину, я прошу пощадить меня и простить мне мое преступление. Я даю твердое обещание отныне раз навсегда отказаться от политических замыслов и мероприятий против Советской власти и принести все свои знания и опыт на пользу строительства Советского государства …"
Раскаявшегося ученого выпустили под подписку о невыезде
Это ясно из донесения, которое одесские чекисты направили, как сегодня сказали бы, в вышестоящую организацию в Харьков:
"…Исходя из тех соображений, что Филатов является мировым ученым и что его роль в Организации не являлась активной, мы сочли целесообразным его из-под стражи освободить под подписку о невыезде из города Одессы.
20 апреля он был нами освобожден, причем предварительно от него было получено заявление с просьбой о помиловании.
Копию заявления и последние показания Филатова при этом прилагаем. По истечении некоторого времени дело о Филатове будет прекращено".
Хорошо то, что хорошо кончается
Филатов для современных врачей - то же, что Эйнштейн для физиков. Его исследования о биогенных стимуляторах и уникальная методика тканевой терапии, позволяющие успешно лечить не только глаза, но и многие другие заболевания 2, продолжают сегодня его ученики и последователи. И слава Богу, что холодной зимой 1931 года сотрудники ГПУ сочли его "разоружившимся" перед Советской властью и в отличие от многих других его коллег не лишили жизни.
Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса
Более полное содержание собственноручных показаний В.П. Филатова читайте здесь.