ПРАВО.ru
Актуальные темы
14 апреля 2010, 0:58

Геннадий Гудков: "Коррупция разрастается. Знаю, как с ней бороться"

Геннадий Гудков: "Коррупция разрастается. Знаю, как с ней бороться"
"Прозрение" правящей партии ознаменовало собой начало упорной борьбы за закон о парламентском контроле

Международные исследования: рынок коррупционных услуг в России растет

Главным врагом современной России, более опасным, чем мировые кризисы и терроризм, является коррупция. Это главное препятствие экономического роста России. По некоторым оценкам, объем коррупционного капитала по цифрам сопоставим с бюджетом страны. Увы, я склонен доверять этим цифрам.

Эксперты утверждают, что средний размер взятки, которую дают чиновникам мелкий и средний бизнес, за несколько лет увеличился с 10 тыс. долларов до 136 тыс. "Не забыты" коррупционерами и простые смертные. Так, если в 2008 году средняя "бытовая" взятка сотруднику паспортного стола, работнику ГИБДД, участковому милиционеру и прочим мелким начальникам составляла 8 тыс. рублей, то к 2010 году ее размер подскочил до 27 тыс. Более чем в три раза! И в исследованиях отмечается, что в последние годы коррупция в России приобрела системный, даже необратимый характер.

В начале нынешнего года международная организация по мониторингу уровня коррупции Transparency International обнародовала ежегодный отчет, в основе которого — опросы экспертов и представителей деловых кругов 180 стран мира. Наименее коррумпированными в 2009 году признаны Новая Зеландия, Дания и Сингапур. США заняли 19-е место. Лучший результат среди стран бывшего Советского Союза — у Эстонии, наихудшие показатели — у Узбекистана.

Россия по масштабу коррупции в прошлом году заняла 146 место из 180-и. Наша страна находится на одном уровне с Украиной, Сьерра-Леоне, Кенией, Эквадором и Камеруном. Чуть лучше обстоят дела в Белоруссии, Бангладеш, Нигерии и Уганде. По сравнению с предыдущим годом положение России в общемировой таблице практически не изменилось, рейтинг страны по уровню коррупции поднялся на 0,1 балла.

Как отмечается в отчете, за последние 2 года рынок коррупционных услуг в России значительно расширился.

Не так давно президент Дмитрий Медведев выразил озабоченность низкой инвестиционной привлекательностью страны — мало кто желает в нас "вкладываться". Вести в России бизнес действительно трудно. Это подтверждает и последнее исследование Всемирного Банка касательно условий предпринимательской деятельности, в котором Россия занимает 120-е место в списке из 183 государств. Такую низкую инвестиционную привлекательность Всемирный Банк связывает, прежде всего, с коррупцией и бюрократизмом.

За примерами далеко ходить не нужно. На регистрацию новой компании в России уйдет 90 дней, в течение которых необходимо пройти 9 процедур. В Новой Зеландии для этого требуется 1 процедура и 1 день. В Канаде на прохождение той же процедуры потребуется 5 дней, в Австралии — 2 процедуры и 2 дня. Можно, конечно, и в России создать компанию не за 3 месяца, а за более короткий срок, но за "ускорение процесса" придется положить на стол чиновника тот самый конверт с зелеными бумажками…

Коррупция — тормоз экономики и коммерческой активности

Что-то построить в России и того тяжелее. По этому показателю мы на 180-м месте, то есть почти абсолютные рекордсмены.

Так о какой модернизации можно всерьез говорить, если для строительства несчастного склада требуется обивать пороги 2 года! И стоит ли удивляться, что, согласно опросу российского фонда "Общественное мнение", 55% россиян — больше половины граждан — не верят в возможность победить коррупцию.

Современная Россия не преуспела ни в ракетостроении, ни в машиностроении, ни в хай-теке, ни в культуре. Мы отстали даже в производстве нефти. Зато мы лидируем в миллиардостроении. Если верить журналу Forbes, Россия переплюнула Европу по числу миллиардеров и вплотную приблизилась к США. При этом мы являемся 11-ой экономикой мира. Такая пропорция свидетельствует о том, что сегодня в России воруют так, как не воровали никогда.

Исполнение законов должны контролировать их авторы

Однажды ко мне на прием записался энергичный москвич лет 40. Они с товарищем в свое время вступили в ЖСК, купили под залог четыре "будущие" квартиры в Некрасовке за 30% стоимости (дело было в 90-х, когда квадратный метр московской недвижимости еще был доступен). Строительство дома завершилось в 2004 году, члены ЖСК не получили ни квартир, ни материальных компенсаций! Нет, "физически" положенные жилплощади все они получили, мой посетитель даже сделал в своей новой квартире дорогой ремонт. Он поторопился, ЖСК "все перепродал".

- Кому перепродал? — спрашиваю его. — Кто эти новоселы?
- Кузьминский судья, районный прокурор, бывший муж районного прокурора, кто-то с Петровки, всего 32 человека…

Члены ЖСК обратились в суд, который вначале подтвердил их права на жилье, но потом пересмотрел свое решение. Верховный Суд тоже не помог.

Россия — страна чудовищного бесправия и произвола. Даже федеральные депутаты в рамках существующего законодательства мало чем могут помочь пострадавшим гражданам. Вот и тому парню я не смог помочь. Составил депутатский запрос, сделал несколько звонков в инстанции, лично от себя попросил разобраться, восстановить справедливость. Пообещали. И ничего не сделали.

Казалось бы, чиновник обязан отвечать на депутатские запросы. Но отвечает он в лучшем случае выборочно — на то, на что посчитает нужным ответить. А у нас нет никакой возможности проверить достоверность ответа, ознакомиться с подлинниками документов.

Я направлял в правительство Москвы несколько запросов, требуя предоставить данные по многоярусным парковкам. Мне каждый раз исправно отвечали — я узнал много нового про кольца, развязки, дороги, но запрашиваемую информацию я так и не получил…

Направил запрос по поводу блатных номеров и мигалок и уже год не могу получить вразумительного ответа. Мы, законодатели, не можем ознакомиться с делом, которое ведет младший следователь межрайонной прокуратуры. Судьи на аналогичные просьбы отвечают вообще по-хамски: "Не лезьте не в свое дело, вы в процессуальном отношении — никто".

Парламент абсолютно бесправен: даже формально правящая "Единая Россия" лишена возможности не только назначать министров, но и проверять их работу. Мы пишем законы и не имеем возможности проверить, как они выполняются. В таком пещерном в правовом отношении состоянии страна не подлежит никакой модернизации.

Суть нового законопроекта — реальный парламентский контроль

Справка Право.Ru: 18 января 2010 года на рассмотрение Государственной Думы внесен федеральный закон "О парламентском контроле в Российской Федерации". Депутат Государственной Думы Геннадий Гудков является его разработчиком. По мнению Геннадия Гудкова, новый закон должен, если не искоренить коррупцию как таковую, то хотя бы существенно изменить ситуацию в органах государственной власти и местного самоуправления. Закон (если законопроект станет таковым) позволит привлекать к ответственности начальников любого департамента и ранга, о чьих аферах стало известно в ходе расследования, проведенного законодателями.

Работая над законопроектом, я исходил из необходимости создать жесткую законодательную основу парламентского контроля, обязательную для всех "этажей" вертикали власти.

Закон призван укрепить роль представительных органов власти в государственном механизме, сделать провозглашенное в Конституции страны разделение властей реальным. Парламентское расследование должно стать орудием борьбы с коррупцией в органах государственной власти и местного самоуправления, парламентский контроль позволит привлечь к ответственности начальника любого департамента и ранга, чьи аферы всплыли на поверхность в ходе расследования законодателей.

Чтобы предотвратить саботаж и противодействие депутатскому контролю, закон требует от государственных органов и должностных лиц создавать условия для беспрепятственной деятельности парламентариев-"контролеров". Игнорируете, саботируете? Ждите неприятностей.

Комиссии парламентского контроля создаются на межфракционной основе. В европейских странах для этого требуется 20-25% голосов депутатского корпуса. Как правило, комиссию возглавляет депутат, который не входит в правящую партию. Комиссии создаются для контроля над определенной сферой деятельности исполнительной власти, это может быть транспорт, бюджетные затраты, деятельность органов правопорядка, спецслужб и др. В развитых странах существуют десятки таких комиссий, например, в Германии постоянно работает не менее 90 комиссий парламентского контроля.

Важный фактор, благодаря которому механизм парламентского контроля в развитых странах является эффективным институтом, заключается в том, что в комиссии парламентского контроля входят представители всех партий, представленных в парламенте. По отношению друг к другу эти люди — конкуренты, поэтому комиссия гарантирована от необъективности и сползания в коррупционный междусобойчик. При этом комиссии работают на виду у народа, гласно.

Механизм парламентского контроля является институтом настолько эффективным, что в странах, где он полноценно работает, практически нет коррупции.

Борьба с коррупцией устраивает не всех

Во время встречи фракции "Справедливая Россия" с Владимиром Путиным в 2008 году я сказал главе государства, что без парламентского контроля невозможно одолеть коррупцию, поставить на место чиновников, которые цинично игнорируют законы страны и саботируют распоряжения высшего руководства. Путин ответил: "Готовьте закон".

Я встречался с высокопоставленными политиками и администраторами, многие из них также считают необходимым введение института парламентского контроля. Другим закон "заранее не нравится". Не нравится еще и потому, что принятие закона требует корректировки порядка 20 законодательных актов. Это необходимо для того, чтобы противодействие работе комиссиям парламентского контроля попадало под статьи Уголовного и Административного кодексов и каралось по закону.

Работая над проектом закона, я обсуждал его с экспертами и депутатами, представляющими все фракции Государственной Думы. Меня радовала поддержка коллег, в том числе из "Единой России". Некоторые из них согласились стать соавторами законопроекта. Однако в последний момент партия власти, повинуясь прозвучавшей откуда-то сверху команде "кругом", отказалась поддержать закон, повышающий статус депутатов, т.е. собственный. "Грустно, девицы", как сказал бы Остап Бендер…

Методы борьбы с "вредными" законопроектами

"Прозрение" правящей партии ознаменовало собой начало упорной борьбы за закон о парламентском контроле. Хорошо зная думскую "кухню", теперь я жду, что противники закона попытаются вернуть его на доработку, они уже активно ищут "юридические огрехи".

Оппозиции не раз приходилось слышать тезис: "Да, закон правильный, но написан так плохо, что принять его нельзя". Однако для работы над законопроектом я приглашал ведущих юристов страны, в том числе тех, кто принимает у депутатов диссертации. Экспертная группа огрехов не нашла, а депутаты не стали спорить со своими учителями и профессорами.

Есть и другой испытанный прием: заявить, что реализация закона потребует огромных бюджетных затрат. Следовательно, прежде чем обсуждать его в Думе, нужно получить заключение правительства. В свое время законопроект о снятии блатных номеров и мигалок возвращали авторам по причине того, что они… не учли бюджетных расходов. Иначе говоря, отвинтить мигалку с машины большого человека — очень дорогостоящая процедура. И это притом, что расходы на работу парламентских комиссий — пылинка по сравнению с теми суммами, которые воруют чиновники, противостоящие любым попыткам контроля.

Существуют и другие способы "заболтать" важную для страны законодательную инициативу - отложить обсуждение актуального законопроекта до лучших времен, которые никогда не наступят.

Но я убежден, что отношение к введению института парламентского контроля является индикатором гражданской позиции политика, чиновника, силовика, и буду добиваться, чтобы закон о парламентском контроле уже в нынешнем году был вынесен на голосование моих коллег-парламентариев.