ПРАВО.ru
Актуальные темы
8 мая 2009, 21:35

Записки очевидца пиратского нападения на российское судно

Враги рода человеческого
Пираты 21 века

Вместо предисловия

Пиратство (от греч. "пейратес" — разбойник, пират) в современном международном праве считается преступлением международного характера (ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

28 апреля 2009 года большой противолодочный корабль (БПК) Тихоокеанского флота "Адмирал Пантелеев", по сообщению Минобороны РФ, задержал в 15 милях восточнее побережья Сомали судно с 29 сомалийскими пиратами, оружием, спутниковым навигационным оборудованием, запасом топлива и алюминиевыми лестницами для "абордажа".

БПК "Адмирал Пантелеев" пришел в Аденский залив на смену другому большому противолодочному кораблю ТОФ — "Адмиралу Виноградову", который в составе отряда кораблей ВМФ России выполнил проводку 12 караванов в составе 54 торговых судов из 17 стран мира, предотвратил серию нападений на гражданские суда.

В борьбе с морскими пиратами в Аденском заливе в настоящее время участвуют корабли военно-морских сил более чем полутора десятка государств, входящих в Евросоюз и в блок НАТО. Участие кораблей — "адмиралов" ТОФ ("Адмирал Спиридонов", "Адмирал Виноградов", "Адмирал Пантелеев" и "Адмирал Трибуц") в международных миссиях по поддержке благоприятного режима судоходства в различных районах Мирового океана имеет богатую историю. Автор этих строк в 1992-1993 году был участником похода БПК Тихоокеанского флота "Адмирал Трибуц" в Персидский залив, а на обратном пути во Владивосток на борту танкера "Илим" вместе с командой судна подвергся пиратской атаке в Южно-Китайском море. Но об этом несколько ниже…

Hostis humani generis

Пираты в веках объявлены hostis humani generis (лат.), то есть, врагами человеческого рода. Международная практика знает немало случаев уничтожения пиратов военными кораблями за пределами территориальных морей. Но пираты, захваченные в момент морского разбоя, в силу так называемой универсальной уголовной юрисдикции  подлежат суду и наказанию в любой стране — независимо от гражданства или подданства пиратов и флага, под которым они разбойничали. Здесь действует принцип: "Выдай или суди".

В этой связи показательна позиция Президента РФ Дмитрия Медведева, озвученная в поручении Генеральному прокурору Юрию Чайке о разработке совместно с иностранными правоохранительными органами механизма уголовного преследования морских пиратов. "Нужно посмотреть все возможности, включая, может быть, и создание какого-то международного суда по этой тематике", — заявил президент на встрече с Генпрокурором РФ. Президент подчеркнул, что координации действий между военными моряками различных стран недостаточно для борьбы с пиратами. "…Нам нужны не только собственно военные действия, потому что надавать им, что называется, по мозгам мы всегда сможем. Но и юридическая квалификация в силу того, что происходит, и привлечение лиц, виновных в этих преступлениях, к ответственности". При этом Дмитрий Медведев, как юрист, точно охарактеризовал сложившуюся ситуацию: возникла международная коллизия, при которой морских разбойников в разных странах могут судить по разным законам. При этом Дмитрий Медведев напомнил, что государства, гражданами которых являются пираты, зачастую не борются с преступностью.

От себя добавим, что в уголовном праве Российской Федерации пиратство (морской разбой) является преступлением против общественной безопасности (ст. 227 УК РФ), заключающемся в нападении на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенном с применением насилия либо с угрозой его применения. В случае если сомалийские пираты предстанут перед нашим правосудием и будут признаны судом виновными в совершении "преступления против общественной безопасности", им грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет и штраф до полумиллиона рублей (в то время, как, например, во Франции — пожизненное заключение).Однако весьма сомнительно, что нападение пиратов в Аденском заливе, например, на французскую прогулочную яхту было бы признано российским судом в полном соответствии с буквой закона преступлением против общественной безопасности нашего государства. Следовательно, статья 227 УК РФ в настоящее время нуждается в дополнениях и изменениях.

И в этом свете президентские размышления о создании международного механизма для привлечения пиратов к ответственности, конечно, имеют резон. При наличии целого ряда международных судов, в том числе международного уголовного суда в Гааге, они не предусматривают юрисдикции в отношении "врагов рода человеческого". Другими словами говоря, нужна единая международная судебная практика.

"Аденский синдром"

Пираты Аденского залива, что называется, взяли на абордаж мировое общественное сознание. У сотен миллионов людей сложилось впечатление, будто разбойный промысел на море вызван сомалийскими пиратами XXI века из исторического небытия.

Безусловно, человечество столкнулось с беспрецедентным разгулом морского разбоя на оживленных морских путях в районе Восточной Африки. Согласно докладу, опубликованному Королевским институтом международных отношений Великобритании, только в период с января по сентябрь 2008 года сомалийские пираты захватили более 30 торговых судов, получив за них выкуп в размере около 30 миллионов долларов. Несмотря на принятые международным сообществом меры, захваты судов в 2009 году в акватории залив продолжились. С начала 2009 года захваченными оказались уже до двух десятков судов (эти цифры на момент публикации материала можно уже смело считать устаревшими).

Тем не менее, "Аденский синдром" — всего лишь рецидивная вспышка болезни, охватившей обширнейшие без преувеличения районы Мирового океана. По данным Международного центра по борьбе с пиратством (создан в 1991 году Международной торговой палатой и расположен в малазийской столице Куала-Лумпур), в наши дни этим промыслом на многих широтах (за исключением разве что приполярных) занимаются более сотни крупных группировок. За последние годы в территориальных водах прибрежных морей 56 стран нападениям подверглись суда более 62 стран. По данным Центра, основными районами нападений являются воды, омывающие Юго-Восточную Азию, Западную и Восточную Африку и Южную Америку. И количество судов, подвергающихся абордажам, в XXI  веке не снизилось.

По данным Международной морской организации, современное пиратство делится на три вида. Первый из них — шайки, вооруженные стрелковым и холодным оружием. Они нападают на суда в прибрежных водах или гаванях и грабят пассажиров и команду, не покушаясь на захват самого судна. Второй вид — банды, вооруженные тяжелым стрелковым вооружением. Они стремятся захватить судно вместе с грузом, и при этом могут истребить весь экипаж. Скажем, в ноябре 1998 года в Тайваньском проливе пираты обезглавили всю команду китайского сухогруза "Чунг сон" (23 человека), а тела выбросили за борт. Международные организованные группы, которые охотятся за судами с особо ценными грузами, относятся к третьей группе. Они используют современную спутниковую навигацию, средства связи, обладают агентурной сетью в портах, обширными связями в различных эшелонах власти. Разумеется, подобная классификация весьма условна, но все же сомалийских пиратов можно отнести к третьему виду.

Хождение за два океана

БПК "Адмирал Трибуц" и танкер "Илим" вышли из Владивостока 5 декабря 1992 года. Отряду предстояло сменить в Персидском заливе БПК "Адмирал Виноградов" и танкер "Борис Бутома", которые первыми из кораблей ВМФ России вошли в состав международных морских сил ООН, контролировавших соблюдение выполнения резолюции Совета Безопасности  ООН по Ираку (экономическое эмбарго).

Еще раньше, в 1991 году, во время войны коалиции стран ООН и Ирака, оккупировавшего Кувейт (операции "Буря в пустыне" и "Меч пустыни"), задачи боевого дежурства в зоне Персидского залива успешно решили экипажи БПК "Маршал Шапошников" и "Адмирал Спиридонов". В период ирано-иракской войны и американской операции "Буря в пустыне" эти и другие корабли не участвовали в боевых действиях, а обеспечивали безопасность российских танкеров и сухогрузов, выполнявших рейсы по Оманскому и Персидскому заливам. Забегая вперед, скажу, что и в 1993 году БПК "Адмирал Трибуц" не принимал участия в авиационно-ракетных атаках Ираку, которые наносились с авианосцев и атомных подводных лодок ВМС США.

Решение направлять российские корабли для совместных действий с кораблями США, Канады, Франции и других государств было, по заявлению пресс-центра Минобороны РФ, более политическим, нежели военным актом. Именно поэтому был выбран класс больших противолодочных кораблей. Их вооружение предназначено для борьбы с подводными лодками и самообороны корабля от надводного и воздушного противника. Кроме того на борту "Адмирала Трибуца" находилась группа спецназа Минобороны для досмотра судов в Персидском заливе.

Курс нашего отряда пролегал через районы Тихого и Индийского океана, где в разное время были зафиксированы пиратские нападения, в том числе — на российский теплоход и даже военный корабль ВМФ. На теплоходе, если я не запамятовал, был ранен радист, пытавшийся в момент высадки пиратов на палубу теплохода дать в эфир SOS. Что касается военного корабля — это был большой десантный корабль (БДК) Тихоокеанского флота, то пираты в темное время суток приняли его за сухогруз. БДК этого проекта, созданный для доставки в район десантирования подразделений морской пехоты и бронетехники, и в самом деле своими обводами и надстройками напоминает сухогруз. Когда быстроходные пиратские джонки начали маневр с целью вынудить "сухогруз" застопорить или уменьшить ход, с борта БДК открыли предупредительный огонь из артиллерийской установки. Этого было достаточно, чтобы пираты отказались от своих намерений. Поскольку БПК "Адмирал Трибуц" принять за гражданское судно было невозможно даже ночью, а танкер "Илим" находился под его защитой, до Персидского залива отряд добрался без приключений. Плавание БПК в составе международных морских сил продолжалось пять месяцев, и в базу корабль вернулся 23 мая 1993 года. Автору же эти заметок пришлось возвращаться из залива в Россию на борту танкера "Илим" через три месяца плавания.

Потомки мадам Вонг

Встреча танкера с пиратскими джонками произошла на подходе нашего судна к Цусимскому проливу…

Этот район Тихого океана в течение нескольких десятилетий был вотчиной пиратов легендарной мадам Вонг. Собственно, мадам Вонг была супругой известного пирата Вонг Кунгкита. Будущая "королева пиратов" царствовала, но не управляла. С 1940 по 1946 года, вплоть до своей смерти, Вонг Кунгкит был грозой торговцев на реке Янцзы и торговых и пассажирских судов в Южно-Китайском море. Место мужа мадам заняла, застрелив собственноручно двух ближайших помощников покойного супруга, которые предложили ей выбрать одного из них в качестве преемника Вонга. "Короновавшись", мадам провела смотр доставшегося ей флота. Он состоял из 150 джонок, переоборудованных торпедных катеров и канонерок. Мадам решила приобрести в Европе даже подводную лодку, но сделка по каким-то причинам не состоялась.

Первой крупной операцией, проведенной уже под руководством мадам Вонг, стало ограбление в 1947 году голландского парохода "Ван Хойц". В 1951 году в Тайваньском проливе был таким же образом атакован английский пароход  "Мэллори". Мадам пошла дальше мужа: она извещала судовладельцев, что их суда будут атакованы в море, если  они не заплатят "за безопасность". И судовладельцы, несколько раз убедившись, что мадам не блефует, исправно платили. Во время корейской войны пиратский флот успешно атаковал даже несколько американских транспортов со стратегическими грузами. Интересно отметить, что у полиции стран, наиболее заинтересованных в поимке мадам, не было ее фотографии, и в 1964 году цена за ее фото выросла до 10 тысяч фунтов стерлингов…

Потомки мадам Вонг на двух  джонках появились сначала на экране локационной станции танкера Илим". Среди многочисленных неподвижных засветок на экране от малых рыбацких судов вылелялись быстроходные цели, которые настигали "Илим". Через несколько часов два пиратских судна, занявших позиции по корме танкера уже можно было наблюдать в бинокль. Цейсовская оптика позволила мне разглядеть людей, вооруженных автоматами Калашникова. Один из пиратов держал в руках ручной противотанковый гранатомет явно советского производства.

Капитан "Илима" по судовой трансляции немедленно провел инструктаж команды. Это были стандартные рекомендации — как с помощью маневров воспрепятствовать проникновению пиратов на судно и как уменьшить или исключить негативные последствия, если злоумышленники все-таки захватят судно. Пиратская тактика разграбления судна была простой: экипаж загонялся силой оружия в одно из помещений и находился под охраной до тех пор, пока шла перегрузка всего ценного на борт "рейдеров".  Алексей Алексеевич (фамилия капитана не сохранилась в памяти) призвал команду сохранять спокойствие и не провоцировать пиратов на применение оружия.

В любом случае оказать сопротивление пиратам команде танкера "Илим" по существу было нечем. Все вооружение на борту танкера — два пистолета Макарова. Один — в капитанском сейфе, другой — у приписанного к команде на весь период плавания офицера военной контрразведки ТОФ. Мое предложение — судовому плотнику срочно изготовить деревянный макет крупнокалиберного пулемета и закрепить на мостике для устрашения пиратов — после короткого совещания был отвергнут: если военная хитрость удастся, пираты могут пустить в ход гранатометы.

С нападением на "Илим" пираты медлили. Почему? Наверное, сыграл свою роль развевающийся на мачте Андреевский флаг, который свидетельствовал о принадлежности танкера к Военно-Морскому Флоту России, а также появление на мостике офицера в военно-морской форме (я несколько часов демонстрировал на крыльях мостика перед окулярами биноклей пиратов свою форму капитана 1 ранга). Однако ближе к вечеру джонки в опасной близости начали поочередно пересекать курс "Илима". Несмотря на это капитан не сбавлял хода даже перед явной угрозой столкновения…

Помощь "Илиму" пришла неожиданно в лице военного фрегата под флагом Южной Кореи. Корабль, очевидно, принадлежал эскадре ВМС республики, контролирующей этот район. С его появлением пиратские джонки круто легли на обратный курс. Через некоторое время они исчезли с экрана локатора. А "кореец" еще несколько часов сопровождал российский танкер…

Вместо эпилога

В конце 1993г. корабли ТОФ вновь были направлены в Персидский залив, где в соответствии с договоренностью между Минобороны Российской Федерации и Кувейта в период с 25 по 29 декабря намечалось проведение совместных учений с ВМС Кувейта по поддержанию благоприятного режима в северной части Персидского залива. В состав отряда кораблей ТОФ вошли БДК "Николай Вилков" с морской пехотой на борту, БПК"Адмирал Виноградов" и танкер "В.Колечицкий". Сегодня можно констатировать, что через 15 лет после тех событий российский ВМФ практически свернул свое постоянное присутствие в южной части Тихого океана и в Индийском океане (в 1992 году была расформирована 8-й эскадра российских кораблей, контролирующая эту часть Мирового океана). ВМФ прекратил свою функцию по охране наших рыболовецких траулеров в зоне традиционного промысла. В Военно-морской доктрине РФ констатируется, что "активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством" является одним из направлений деятельности государства в Мировом океане. Однако это остается пока декларацией, протоколом намерений. Сил и средств у современного ВМФ России для того, чтобы "надавать по мозгам" пиратам, пока, на мой взгляд, явно недостаточно.