ПРАВО.ru
Актуальные темы
12 мая 2015, 23:24

Законопроект об изгнании из РФ "вредных" иностранцев рекомендован в мягком варианте

Законопроект об изгнании из РФ "вредных" иностранцев рекомендован в мягком варианте
Фото Риа Новости

Законопроект об организациях, чье пребывание в России, с точки зрения властей, нежелательно, существенно смягчен – он не затронет коммерческие структуры, а будет распространяться исключительно на иностранные и международные неправительственные организации. Такова редакция документа ко второму чтению. Однако в документе так и не появились критерии для определения нежелательности организаций.

Думский комитет по госстроительству доработал ко второму чтению законопроект, призванный ограничить в России деятельность иностранных и международных структур, представляющих угрозу безопасности государства, и "формирующих угрозы "цветных революций". В ноябре 2014 года соответствующий проект внесли в Госдуму эсер Александр Тарнавский и Антон Ищенко из ЛДПР.

Авторы предлагали дать Генпрокуратуре право признавать иностранные организации нежелательными, если та сочтет, что их деятельность представляет угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения, либо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц". Решение о нежелательности, писали разработчики, должны приниматься по согласованию с Министерством иностранных дел "на основании сведений и документов, полученных от органов внутренних дел и безопасности", а также исполнительной власти. Вести "черный список" нежелательных организаций поручалось Минюсту. Оказавшийся в нем проект запрещал открывать свои структурные подразделения, а заодно обязывал ликвидировать уже действующие, а также запрещал им распространять информацию в том числе в прессе и интернете. Обещали авторы законопроекта нежелательным компаниям и ограничения, аналогичные тем, которые вводятся в отношении заподозренных в экстремизме и терроризме, например заморозкой банковских счетов.

Появление законопроекта Тарнавский объяснял тем, что настало время ответить тем, кто вводит против России санкции, чтобы, по его словам, наше молчание и терпение не стало рассматриваться как проявление слабости. Видимо, с этим аргументом было согласно большинство депутатов, так как документ был одобрен в первом чтении 20 января 2015 года. Лишь только член фракции "Справедливая Россия" Дмитрий Гудков был скептичен, отмечая, что это противоречит установке президента и премьера, которые говорят о необходимости улучшать инвестиционный климат в нашей стране.

Быстрым прохождение законопроекта не получилось, в частности, Минюст просил Госдуму продлить срок для направления поправок к документу до 6 марта, но правительство, через которое могло их внести министерство, так их и не прислало. В результате все изменения, предложенные к документу, значатся в комитете по госстроительству за подписью депутатов.

Ключевым изменением документа ко второму чтению стало его существенное смягчение: он будет распространяться исключительно на иностранные и международные неправительственные организации, то есть не затронет коммерческие структуры. Также исключены из документа санкции для "нежелательных организаций" аналогичные наказаниям для заподозренных в терроризме и экстремизме. Вместо этого Тарнавский предложил обязать финансовые учреждения отказывать в проведении денежных операций, если одной из сторон является "нежелательная организация". При этом банки должны будут уведомить об этом Росфинмониторинг, а тот – Генпрокуратуру и Минюст.

Однако ко второму чтению в документе так и не появились критерии, по которым будет определяться нежелательность организации. При обсуждении законопроекта в первом чтении Тарнавский намекал коллегам, что разработчики документа и не ставили перед собой цели их сформулировать, а отдали эту работу на откуп правоприменителям. "Как определить, почему они недружественны, достаточно сложно было [критерий] сделать. Действительно, круг таких действий определен достаточно широко. Авторы законопроекта пошли другим путем – они решили сосредоточиться на том, кто это будет делать", – говорил Тарнавский. Зато появилось уточнение, что отменять решение о включении организации в список нежелательных сможет Генпрокурор.

С подачи эсера скорректирована норма об административной ответственности. Теперь в документе говорится об ответственности не за организацию деятельности "нежелательной" иностранной организации в России вопреки запрету, а за осуществление деятельности такой компании. Гражданам будет грозить, согласно проекту, штраф от 5000 до 15 000 руб., должностным лицам – от 20 000 до 50 000 руб., а юрлицам – 50000–100000 руб. Однако расширяются основания для уголовного преследования участников "нежелательных организаций". Если человека дважды за год административно накажут за работу в такой структуре, то на третий раз ему будет грозить уголовный штраф от 300 000 до 500 000 руб. или лишение свободы на срок от двух до шести лет. Аналогичное наказание будет грозить и за руководство "нежелательной организацией". При этом избежать его можно будет, просто отказавшись от участия в ее деятельности.

Из проекта исчезла санкция за получение денежных средств или иного имущества от "нежелательных организаций", ранее Тарнавский настаивал на том, что за это должен быть штраф для граждан – 10 000 руб., должностных лиц – 50 000 руб., а для юрлиц – 100 000 руб.

Сегодня думский комитет по госстроительству без какого-либо обсуждения рекомендовал депутатам принять законопроект во втором чтении. Планируется, что оно состоится в пятницу, сообщил журналистам после заседания глава комитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин.