Правительство до 2019 года не планирует проводить крупные налоговые новации, обещал сегодня в Госдуме министр финансов Антон Силуанов. Но одновременно не исключал продления моратория на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков до 2018 года. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова требовала больше стабильности в законодательстве о налогах и призывала создать институт налогового консультирования.
Сегодня в Госдуме в рамках парламентских слушаний депутаты изучали проект основных направлений налоговой политики России на 2016–2018 годы, разработанный Минфином. Проект декларирует, что в течение ближайших трех лет приоритетом Белого дома станет недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. "Такого рода предложения не будут вноситься правительством в Госдуму, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы, – говорится в документе. – Фактически мораторий на увеличение налоговой нагрузки должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов". Такие параметры определены посланием президента Владимира Путина, объяснял собравшимся министр финансов Антон Силуанов. Путин в декабре 2014 года пообещал бизнесу в течение четырех лет не повышать налоговую нагрузку на бизнес. Одновременно правительство обещает "дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования", а также уделять внимание "проведению антикризисных мер". Силуанов отмечал, что правительство до 2019 года не планирует проводить крупные налоговые новации. Но глава Счетной палаты Татьяна Голикова заострила внимание на этом вопросе и предложила вовсе "исключить возможности внесения изменений в налоговое законодательство норм, не обусловленных концептуальными подходами". Иначе все обсуждения дезориентируют налогоплательщиков, которые рассчитывают на среднесрочное планирование, объясняла она.
В числе антикризисных мер называются, в частности, льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств ("гринфилды"). Регионы смогут для таких компаний, осуществляющих капитальные вложения, снижать до 10 % ставку налога на прибыль, поступающую в бюджет субъекта. Заодно предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организации в 0 % в части, поступающей в федеральный бюджет. Предусматривает документ и увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения. В качестве меры поддержки бизнеса, следует из документа, "предполагается рассмотреть вопрос о повышении порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80000–100000 руб.". Мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации, объясняют разработчики Основных направлений налоговой политики.
Идеи о ликвидации или изменении механизма консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), появившегося в России с 2012 года, Силуанов не поддерживает, хотя признает, что из-за него в 2014 году в 32 регионах уменьшилась налоговая база, а в 53 – увеличилась. Основные потери у Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа, признал министр. Дело в том, что до формирования КГН отдельные составные части холдинга могли в большей степени произвольно уплачивать налог на прибыль в бюджеты субъектов, а после формирования КГН – как и в случае с обособленными подразделениями юрлиц – налог на прибыль распределяется между регионами пропорционально доле находящихся там фонда оплаты труда и стоимости основных фондов в общегрупповых показателях. В результате в 2014 году законодательно был приостановлен процесс создания новых и расширения действующих КГН на 2015 год, за это время чиновники планировали проанализировать работу КГН. Однако сегодня в Госдуме Силуанов сообщил, что Минфин обсуждает возможность продления моратория на создание новых (КГН) до 2018 года. Глава СП Татьяна Голикова недоумевала по поводу аргументации о необходимости провести анализ. "Возникает вопрос: а что делали 3,5 года, почему этот анализ не производили?" – возмущалась она, но ей никто не ответил.
Малому предпринимательству обещано расширение использования патентной системы налогообложения – будет расширен перечень видов деятельности, которые под нее подпадают. Рассказал Силуанов собравшимся и о намерении правительства более активно применять двухлетние "налоговые каникулы" – они распространятся на сферу бытовых услуг. Ранее субъекты РФ получили право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную или патентную систему налогообложения, вводить ставку в ноль процентов на 2015–2018 годы. Однако это распространяется лишь на работающих в производственной, социальной и научной сферах. Из выступления министра финансов следовало, что регионы могут получить право уменьшать налоговую ставку с шести до одного процента предпринимателям, использующим "упрощенку" с объектом налогообложения в виде доходов. Москва, Севастополь, Санкт-Петербург будут вправе снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, обещал Силуанов.
Изменения обещаны и физлицам: в Белом доме намерены уточнить порядок "освобождения отдельных видов доходов от обложения налогом на доходы физлиц, в том числе при увольнении гражданских служащих, военнослужащих и судей", уточнить отдельные положения по налогообложению выигрышей в лотереи.
Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова в свою очередь предлагала создать в России институт налогового консультирования. По ее данным, около 17 млн человек зарегистрировались в личном налоговом кабинете, а около 5 млн – ежегодно претендуют на разного рода налоговые вычеты и подают налоговые декларации. При их составлении они нередко пользуются услугами сторонних организаций, рассказывала она, поэтому закон о налоговом консультировании фактически закрепит уже существующие отношения. Кроме того, она призывала обратить внимание на борьбу с миграцией налогоплательщиков из субъекта в субъект. "Зачастую это обусловлено не экономической деятельностью, а уклонением от уплаты налогов. В связи с чем нужно законодательно ограничить такие возможности", – предлагала Голикова.