Руководство Министерства юстиции РФ обсудит с судьями Конституционного Суда (КС) РФ ситуацию с исполнением его решений.
В заседании примут участие министр юстиции Александр Коновалов, уполномоченный РФ при ЕСПЧ — заместитель министра РФ Георгий Матюшкин, заместители министра, директора департаментов Минюста России и руководители территориальных органов юстиции, судьи КС под председательством главы суда Валерия Зорькина.
Состав участников встречи объясняется актуальностью проблемы: неисполнением ряда решений КС вызвано большинство судебных процессов, которые россияне выигрывают в Страсбурге, отмечает «Коммерсантъ».
Вопрос неисполнения решений КС поднимал несколько раз, в том числе в ходе встреч с президентом и представителями Совета Федерации (СФ).
История вопроса
Председатель КС Валерий Зорькин неоднократно обращал внимание на то, что Госдума в течение многих лет игнорирует решения КС. Так, в декабре прошлого года он направил письмо спикеру Госдумы Борису Грызлову, в котором перечислил 31 законопроект, основанный на неисполненных решениях КС, которые парламент должен рассмотреть в приоритетном порядке. Одно из не исполненных законодателями решений было принято КС в 1996 году. Однако в план законотворческой деятельности Госдумы на весеннюю сессию из этих трех десятков законопроектов попали только десять. В связи с этим Зорькин еще раз обосновал необходимость исполнения решений КС в своем втором письме, которое 15 января этого года направил Грызлову и еще главе аппарата правительства РФ Сергею Собянину.
Тем не менее, в мае 2009 года Зорькин вынужден был констатировать, что количество не исполненных Госдумой позиций не сокращается, а растет.
Участие президента
В феврале этого года президент Дмитрий Медведев также обсудил с Зорькиным «результативность работы Конституционного суда и исполнение его решений». Отметив, что КС «высказывает свою позицию по наиболее сложным, наиболее запутанным ситуациям, которые существуют в стране», президент выразил сожаление в связи с тем, что «далеко не всегда эти решения исполняются так быстро и в таком объеме, как это вытекает из самого решения». По мнению Медведева, исполнение решений КС в практике других судебных органов и исполнительной власти является «одним из наиболее сложных и важных» и механизм исполнения решений «еще предстоит налаживать». Зорькин на это заметил, что, «если решения не исполняются, это означает, что практически нет правосудия».
Участие Совета Федерации
В конце июня КС обсудил вопрос неисполнения решений с представителями комитета по конституционному законодательству СФ РФ.
Тогда глава этого комитета СФ Алексей Александров представил предложения о возможности законодательной разработки 104-й статьи Конституции: она наделяет три высших суда правом законодательной инициативы по вопросам их ведения. Члены СФ признали, что в несвоевременности исполнения вердиктов КС есть ответственность и парламентариев — если бы законы изначально создавались более тщательно, то судьям потом не приходилось бы искать в них ошибки. Поэтому представители двух ветвей власти договорились о том, что впредь будут сотрудничать более тесно и создадут специальную экспертную комиссию с участием судей, которая бы проверяла законопроекты на соответствие конституции еще до их принятия.
«Я всячески приветствую инициативу сенаторов… речь идет не о сговоре, но именно о конструктивном сотрудничестве», — поддержал инициативу Зорькин.
Также в КС РФ была создана рабочая группа по разработке мер и санкций в отношении недобросовестных исполнителей постановлений КС. По этому поводу Зорькин отметил, что определенные недостатки системного законодательства видны как со стороны СФ, так и со стороны КС. По его словам, будущие санкции могут быть применены в отношении как исполнительной, так и законодательной и судебной ветвей власти.
При этом председатель КС отметил, что масштаб проблемы неисполнения решений Конституционного суда не стоит преувеличивать. Зорькин считает, что не исполняется микроскопическая доля решений КС, и факт открытого обсуждения этой проблемы не говорит о катастрофе в этом вопросе, а о надежде на его полное решение.
Цена игнорирования
Дороже всего России обходится игнорирование вынесенного в 2001 году предписания КС о создании механизма возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями судебной власти. Отсутствие такого механизма, по словам Зорькина, приводит к тому, что именно такие дела успешно выигрывают обиженные судами российские граждане в ЕСПЧ. По данным Верховного суда (ВС) РФ, около пяти тысяч граждан ежегодно жалуются по этому поводу в ЕСПЧ на нарушение разумных сроков судопроизводства и неисполнение судебных решений, добиваясь компенсаций от 900 до 6,2 тысяч евро.
Хроническая болезнь неисполнения судебных решений обсуждалась на встрече Дмитрия Медведева с главами Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов еще в июле прошлого года. Президент тогда предложил принять закон о возмещении гражданам ущерба в случае «нарушения их прав на разумное судопроизводство и на полное и своевременное исполнение судебных решений». Однако в 2008 году Госдума приняла лишь пять законов в связи с решением КС. Причем даже инициатива главы государства не ускорила выполнение законодателями постановления КС, принятого восемь лет назад по делу о проверке статьи 1070 Гражданского кодекса и касающегося возмещения гражданам ущерба за судебные ошибки.
Между тем игнорирование данного решения КС может в ближайшем будущем привести к исключению России из Совета Европы. В середине января 2009 года Страсбургский суд приостановил рассмотрение около тысячи подобных дел, предписав России за шесть месяцев законодательно устранить практику неисполнения судебных решений, а в течение года выплатить причитающиеся компенсации всем, кто обратился по этому поводу в ЕСПЧ. Отведенные для его исполнения полгода истекают 4 ноября, после этого может быть поставлен вопрос о членстве России в Совете Европы. Однако внесенный ВС в Госдуму проект закона до сих пор не рассмотрен даже в первом чтении (проект получил отрицательное заключение Правительства РФ и юристов Госдумы).
В случае принятия «спецзакона», которым ВС предлагает установить тарифы на компенсации в объеме около 3 тысяч евро, получатели этих средств уже не смогут обращаться в ЕСПЧ за более внушительным возмещением вреда. С учетом жестких сроков, отведенных на решение этого вопроса, он наверняка окажется в центре внимания участников сегодняшнего совещания в КС.