Сегодня сложно представить себе юриста крупной фирмы без аккаунта в Facebook, "ВКонтакте" или какой-то другой социальной сети. Однако вести такой аккаунт тоже надо уметь. Один некорректный комментарий или забавный перепост может серьезно ударить не только по репутации юриста, но и фирмы, в которой он работает. "Право.ru" узнал у управляющих партнеров крупных компаний, их пиарщиков и адвокатов, как правильно юристу вести себя в соцсетях. А госслужащие и представители судебной системы рассказали о своих проблемах при выходе в публичное поле "всемирной паутины".
Пиарщики о поведении юристов в интернете
За последние годы социальные сети стали неотъемлемой частью жизни и работы большинства людей, а также одним из эффективных инструментов современного маркетинга. Не является исключением и юридический мир. Однако из-за консервативности профессии не все классические пиар-механизмы можно применять для продвижения фирмы через социальные сети, отмечает Анастасия Котенкова, менеджер по развитию бизнеса и деловым коммуникациям в России, Noerr. Эксперт предупреждает, что девиз "все, что не некролог – все пиар" в юридическом бизнесе не работает. Одним, казалось бы, забавным постом сотрудник может нанести серьезный урон репутации фирмы, констатирует Котенкова. Объяснение этому простое. Попадая в соцсети, юристы забывают, что находятся в публичном пространстве и должны соблюдать те же этические нормы, как в судебном процессе, отмечает Андрей Арих, руководитель отдела по связям с общественностью ЮГ "Яковлев и Партнеры". Он предлагает самый легкий способ проверить, насколько уместен тот или иной комментарий: "Попробуйте понять, сможете вы сказать то, что написали, перед полным залом вслух и противоречит ли это нормам профессиональной этики". Если что-то вызывает сомнение, то лучше оставьте мысли при себе, ведь охват соцсети намного больше любой аудитории, а возможные репутационные риски в разы сильнее, предупреждает Арих.
Лучше сосредоточиться на позитивной повестке. Можно инициировать обсуждения профессиональных тем или делиться важной правовой информацией, говорит эксперт. В постах будет не лишним использовать мультимедиаматериалы: фото-, видео-, инфографику и даже опросы. И пусть такая информация выкладывается на личной страничке юриста, у многих она будет ассоциироваться с компанией, где работает пользователь, поясняет Елена Хренкова, PR-менеджер юридической фирмы "ЮСТ": "Аккаунт даже одного адвоката-руководителя является зеркалом всей фирмы". Старостина говорит, что сотрудники их фирмы чётко понимают: они являются частью имиджа компании. Поэтому она всегда просит юристов смотреть на свои странички в социальных сетях глазами клиентов: обратитесь ли вы к такому консультанту за юридической помощью или нет?
Юристы о соцсетях: "Вести их, как Артемий Лебедев"
Сами юристы придерживаются мнения, что в рамках приличий и закона можно писать на любые темы. В этом, в частности, уверен Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov & Partners. Он старается не посвящать публику в личную и семейную жизнь, делать минимум селфи и тщеславных постов, а также не выкладывать фото застолий. Еще Савельев просит коллег учитывать свой возраст: "То, что вполне адекватно для студента, может быть совершенно неприемлемо для состоявшегося юриста". С позицией коллеги солидарен и Александр Ермоленко, партнер ФБК-Право, который выступает против установки специальных ограничений для поведения юристов в интернете. По его словам, юристу надо уметь чувствовать грань дозволенного, которая в виртуальном мире не отличается реального: "Что-то уместно в одной ситуации, но совсем не принимается в другой. Это как удачная или неудачная шутка – все зависит от контекста и обстановки".
Разошлись позиции у юристов по вопросу о том, могут ли соцсети привлечь новых клиентов. Савельев уверен, что Фейсбук может быть одним из инструментов продвижения фирмы: "Это сарафанное радио, поэтому создавайте интересный контент и сообщайте о нем в своих аккаунтах". А адвокат Double Bridge Law Сергей Голубок, наоборот, сомневается, что соцсети приведут к его коллегам новых доверителей. По его словам, личные странички в интернете главным образом позволяют адвокату рассказывать общественности важную информацию – выступать ньюсмейкерами. Если раньше мы рассылали пресс-релизы, то теперь пишем в соцсетях, говорит Голубок. Он считает допустимым в соцсетях приводить факты нарушения закона со стороны судей и сотрудников правоохранительных органов, называя их фамилии, но подчеркивает: "Не стоит давать оценочные характеристики их действиям". Общественная огласка даже через личный аккаунт может быть эффективной тактикой защиты, уверен адвокат: "Только надо писать очень коротко, четко и конкретно".
Но не все юристы хотят пиарить себя через соцсети. Для Натальи Шатихиной, управляющего партнера CLC, доцента кафедры уголовного права СПбГУ, страничка в Facebook – это сугубо личное ее пространство. Она не рассматривает свой аккаунт как способ продвижения, поэтому считает возможным постить смешные картинки и анекдоты. Ей нравится общаться с коллегами таким образом, что гораздо удобнее телефонных звонков. Еще одним примером ведения соцсетей для юристов можно считать блог Артемия Лебедева, полагает управляющий партнер АБ ЕМПП Сергей Егоров: "Дело в том, что образцовых юридических блогов я не вижу". По его мнению, юристы с тем же успехом могли бы ежедневно писать посты как о путешествиях с интересными наблюдениями, так и о работе с достигнутыми результатами.
У адвокатов свои правила
С определенными ограничениями в соцсетях с недавних пор предстоит столкнуться тем юристам, которые имеют адвокатский статус. В начале 2015 года началась разработка правил поведения адвокатов в социальных сетях и блогосфере. При подготовке документа ставилась главная цель – найти баланс между правом каждого гражданина на свободу слова и ограничениями, которые накладывает адвокатская профессия. По поручению президента ФПА для работы над проектом создали специальную экспертную группу, в которую вошли: члены Совета ФПА, представители юридического бизнеса и Ассоциации корпоративных юристов, члены советов и квалификационных комиссий региональных адвокатских палат, представители юридической науки и правовых СМИ. Результаты совместной работы этих специалистов опубликовали осенью 2016 года в окончательном варианте. Они сформировали пять базовых принципов для адвокатов в виртуальном пространстве: профессионализм, сдержанность и корректность, достоинство, безопасность и корпоративность (см. "Опубликованы обязательные правила поведения адвокатов в Интернете").
Исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов Андрей Сучков уверенно заявляет, что адвокат может высказываться в соцсетях на любые темы. Более того, в "Правилах поведения адвокатов в сети Интернет" указано, что профессиональным защитникам присуща активная гражданская позиция по самым разным социально значимым проблемам, подчеркивает представитель ФПА. Адвокат в соцсетях должен вести себя так, как в профессиональной сфере: при всех обстоятельствах соблюдать честь и достоинство, присущие своему ремеслу, поясняет Сучков. В частности, адвокату нельзя публично комментировать позиции коллег по конкретным делам, в которых он сам не участвует. По словам эксперта, идеальная линия поведения защитника в соцсетях выглядит следующим образом – "Публиковать на страничке только то, что ты можешь высказать публично, выступая в качестве адвоката".
Одним словом, не имеет значения, где адвокат допускает нарушения этических требований: в личном блоге, при выступлении на телевидении или во время застолья в ресторане, отмечает первый вице-президент Адвокатской палаты Московской области Михаил Толчеев. Вместе с тем дисциплинарные органы адвокатского сообщества не могут брать на себя роль полиции нравов, подчеркивает он. Профессиональный защитник в соцсетях сам решает, будет он придерживаться корпоративных норм или выберет безграничное право на личное пространство с возможными последствиями, добавляет статс-секретарь ФПА, старший партнер КА "Pen&Paper" Константин Добрынин. Эксперт напоминает о три важных самоограничениях, которые накладываются на поведение адвоката в соцсетях исходя из положений Кодекса профессиональной этики: 1) Об адвокатской тайне. 2) Об ограничениях в саморекламе. 3) Не рекомендуется давать профессиональные комментарии по делам, в которых защитник не принимает участия. В любом случае, идеальная линия поведения в социальных сетях – это быть самим собой, уверен Добрынин: "То же самое касается и госслужащих, которым я советую самостоятельно вести свои страницы в соцсетях, не доверяя это дело помощникам". Сам Добрынин еще не так давно был членом Совета Федераций, но уверяет, что после прекращения сенаторских полномочий его манера вести аккаунт в Facebook не слишком изменилась. Возможно, я стал сильнее критиковать депутатов Госдумы, добавляет адвокат: "Теперь я не в корпорации и могу от души терзать некоторых парламентариев за те правовые глупости, которые они регулярно допускают".
Тяжелая ноша госслужбы
Больше всего ограничений испытывают на себе представители судебной системы и госслужащие, которые решаются выйти в публичное поле. А за малейшее нарушение тут же следует жесткое наказание. В начале текущего года это испытала на себе теперь уже бывший мировой судья из Ростова-на-Дону Евгения Гребенщикова. Она выложила на своей страничке в соцсети "ВКонтакте" две картинки с нецензурной лексикой. Бдительный председатель одного из районных судов обнаружил это и сообщил главе областного суда. Региональная квалифколлегия лишила мирового судью полномочий за "поступок, который умаляет авторитет судебной власти". Дисциплинарная коллегия Верховного суда оставила такое решение без изменений (см. "Не умеете – не пользуйтесь": судья поплатилась за картинки во "ВКонтакте"). Подобный случай стал для российской судебной системы далеко не первым. Так, за публикацию фото горящей мечети с надписью "В мире можно бесконечно смотреть на три вещи: как течет вода, как мерцают звезды и как горит мечеть" лишили статуса судью Ивана Вершинина из Малопургинского районного суда Удмуртии. Аналогичное наказание ККС Краснодарского края применила к судье Белоглинского районного суда Краснодарского края Ирине Парфеновой. Последняя разместила в "Одноклассниках" фото, где сидит в кабинете, похожем на рабочий, закинув ноги на стол. "Я, конечно, не совершенство, но шедевр еще тот!" – гласила подпись под фотографией. В обоих случаях решения региональных квалифколлегий поддержал ВС. Кроме того, судейскую должность из-за неоднозначного поведения в соцсетях можно просто не получить. Так произошло с Виктором Мокрушиным, который хотел попасть на работу в Арбитражный суд Крыма. Помешали Мокрушину фотографии из "ВКонтакте", на которых он на капустнике изобразил "подвыпившего полуобнаженного пирата с подбитым глазом". ВС отказ ВККС в рекомендации на должность поддержал.
В самом общем виде поведение в соцсетях как действующего судьи, так и отставника определяется Кодексом судейской этики, говорит Сергей Пашин, федеральный судья в отставке, заслуженный юрист
Антон Ильин, доцент кафедры государственного и административного права юрфака СПбГУ, считает, что потенциальные угрозы от "живого" и виртуального общения для работников судов равнозначны. Представителю судебной системы следует помнить, что, глядя на его поведение – реплики и идеи, другие люди формируют свое мнение о правосудии, предупреждает собеседник. Но служителям Фемиды нельзя запрещать высказывать различные позиции в научных обсуждениях, которые проходят и на просторах соцсетей, подчеркивает Ильин: "Свобода творчества должна защищаться практически во всех ее проявлениях". Ограничения такого права для представителей судебной системы будут являться проявлением неуважения к конституционным правам граждан. Правильная линия поведения в соцсетях для нас – это микс служебного и личного, резюмирует Петр Яковлев, заместитель руководителя управления ФАС по Санкт-Петербургу. Если говорить упрощенно, то нужно совмещать "котиков и футбол" с записками чиновника, добавляет собеседник. Яковлев предупреждает, что госслужащим не надо писать про действующую власть. Про внешнюю политику можно, но аккуратно, поясняет представитель ФАС.
Советы молодым юристам от декана
Немало проблем в обсуждаемой теме связано с тем, что некому объяснить юристам, как правильно вести себя в интернете. Однако некоторые молодые специалисты получают разъяснения по правильному поведению в соцсетях еще со студенческой скамьи. Екатерина Тягай, директор института бизнес-права МГЮА, советует студентам юрфака быть активными в социальных сетях, но сосредоточиться на инструментах получения, а не распространения информации. Она подчеркивает, что ФБ позволяет узнавать мнение представителей профессионального сообщества напрямую – быстрее, чем оно окажется в СМИ. С личными фото и постами декан советует проявлять аккуратность: настроение, мнение, спутник жизни и увлечения могут измениться, а упоминания о них останутся в сети навсегда.
Сама Тягай создала страницу в ФБ более 10 лет назад, и ее содержание не сильно изменилось с тех пор, как из студентки она превратилась в юриста, а потом – декана МГЮА. Самоцензурой из профессиональных соображений Тягай не занимается, но руководствуется своими представлениями об уместности: она старается не влезать в скандалы и не поддерживать социально-политический хайп.
Своеобразный итог обсуждению идеального поведения юристов в соцсетях подвел Савельев, который дал следующий совет своим коллегам: "Лучше быть, а не казаться. Будьте самими собой и не придумывайте себе образ в интернете".